Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Земельный участок может предоставляться в виде служебного надела

Земельный участок может предоставляться в виде служебного надела

Земельный участок может предоставляться в виде служебного надела

Комментарий к Ст. 24 ЗК РФ


1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок. До принятия ЗК земельные участки не так редко предоставлялись гражданам и юридическим лицам во временное пользование.

Хотя правовые отношения временного пользования были урегулированы не вполне четко, тем не менее на практике данное право предоставлялось на основе договора и имело возмездный характер, что делало его отличным от краткосрочной аренды лишь по формальным признакам. правом предоставления во временное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают органы государственной власти или местного самоуправления, наделенные ЗК общими полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

правом предоставления во временное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают органы государственной власти или местного самоуправления, наделенные ЗК общими полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно земельные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения ими возложенных на них функций. Комментируемой статьей установлено, что в безвозмездное срочное пользование земельные участки могут быть предоставлены и гражданами.

Однако среди граждан таким правом на основании комментируемой статьи наделены только собственники земельных участков. Лица, владеющие земельными участками на основании иных правовых титулов, правом предоставления участка в безвозмездное срочное пользование не обладают. Это положение отличается от норм ГК.

Так, согласно . Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей.

2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, ). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым.

Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК (см. , , и др.). Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 3 ноября 2004 г. N 56-Г04-25) была рассмотрена кассационная жалоба Законодательного собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда по следующему делу.

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ

«О регулировании земельных отношений в Приморском крае»

противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2004 г. заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ 3 ноября 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Согласно . В силу ч. по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Указанные конституционные принципы закреплены и в п. 1 ст. 3 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Как предусмотрено в , земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК. В ст. 24 ЗК определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.

, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи. Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п.

п. 3 и 4 ст. 47 ЗК. Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. В силу п. 4 ст. 47 Кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

В силу п. 4 ст. 47 Кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или поступлении на учебу. При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по соответствующим . В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п.

3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п.

4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено. При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края

«О регулировании земельных отношений в Приморском крае»

не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.

Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает. Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие «военная служба», исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Федеральным законом от 28 марта 1998 г.

N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ. В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены проходящие альтернативную гражданскую службу. В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит .

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края — без удовлетворения. Навигация по записям

Судебная практика по статье 24 ЗК РФ:

  1. Кирова в городе Тюмени, в целях благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом ЖЭУ-1». Разрешая спор, руководствуясь статьями 11.8, 24, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу о правомерности действий департамента имущественных отношений об отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка.
  2. После утверждения акта о выборе земельный участок 01.09.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 69:40:0300339:1083. В дальнейшем в соответствии с частью 4 статьи 24 Закона № 221-ФЗ на основании решения Кадастровой палаты от 26.09.2013 № 6900/301/13-87392 названный земельный участок снят с кадастрового учета.
  3. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Пункт 2.1 статьи 30 ЗК РФ касается предоставления земельных участков лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, а пункт 27 статьи 38.1 ЗК РФ касается случая, когда аукцион признан не состоявшимся.

+Еще.

Права на земельный участок

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды прав на земельные участки: собственность (ст.

15 ЗК РФ), аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст.

23 ЗК РФ), безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24 ЗК РФ). Право собственности на земельный участок Право собственности на земельный участок позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом свободно, при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Земельный участок может принадлежать одному лицу или нескольким, во втором случае речь идет об общей собственности.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ существует два вида общей собственности — долевая и совместная.

В долевой собственности имущество делится между собственниками на доли. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (п. 3 ст. 244 ГК РФ). Право пожизненного наследуемого владения Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 29 октября 2001 г.), сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса РФ не осуществляется.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком. Эти права могут быть переданы по наследству.

Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Таким образом, в отличие от права собственности, участок, принадлежащий на праве пожизненного наследуемого владения нельзя продать или подарить. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство или на основании решения суда. Постоянное (бессрочное) пользование Земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования в настоящее время не предоставляются.

Однако если право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок было предоставлено до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 29 октября 2001 г.), данное право сохраняется. Право постоянного бессрочного пользования может быть переоформлено на право собственности.

При этом, сроком такое переоформление не ограничено, т.е.

оформить право собственности на участки, ранее выделенные на праве постоянного (бессрочного) пользования можно в любое время в течение срока жизни правообладателя (гражданина, которому предоставлен земельный участок).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Принятие дополнительных решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

№ 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в отличие от права собственности, не вправе распоряжаться этими земельными участками, т.е.

они не могут их подарить, продать, завещать и т.д.

Безвозмездное пользование земельным участком В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки гражданам на основании договора, а также в виде служебного надела. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков.

Аренда земельного участка Земельные участки могут использоваться гражданами на основании договора аренды, согласно которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Таким образом, смерть арендодателя не влечет за собой прекращения договора, и его место автоматически займет наследник. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Сервитут Сервитут — это право ограниченного пользования соседним земельным участком для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Соответственно, сервитут перейдет к тому лицу, к которому перейдет право собственности на земельный участок, для использования которого установлен сервитут.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08 Земля и строительство Последние публикации в прессе

Комментарий к СТ 24 ЗК РФ

. Безвозмездное срочное пользование земельными участками Комментарий к статье 24 ЗК РФ: 1. В п. 1 комментируемой статьи названы три основания возникновения права безвозмездного срочного пользования: договор безвозмездного срочного пользования; решение органа местного самоуправления или органа государственной власти о предоставлении земельного участка на данном праве; решение организации о предоставлении служебного надела.

Отношения, возникающие из договора безвозмездного срочного пользования, регулируются ЗК, гл. 36 ГК («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 34 ГК («Аренда»). При этом следует иметь в виду положение п.

2 ст. 690 ГК, которым коммерческой организации запрещается передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, являющимся учредителями (участниками), руководителями, членами органов управления или контроля такой организации.

Решение государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование может быть принято только в строго ограниченных случаях, прямо указанных в федеральных законах. Такое ограничение вызвано необходимостью предупреждения возможных злоупотреблений со стороны компетентных органов, так как данное использование является безвозмездным.

Помимо случаев, указанных в комментируемой статье, до 2014 г. земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство олимпийских объектов, а также Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ст. 16 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ

«Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

).

2. В п. 2 комментируемой статьи определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями. Служебные наделы могут предоставляться организациями своим работникам из земель, находящихся у них не только на праве собственности, но и на праве аренды, поскольку законодательство не содержит запрета на совершение арендатором подобных действий. Земельные участки предоставлялись в виде служебного надела и в советское время (см., например, ст.

110 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.). В настоящее время продолжает действовать Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 N 369

«О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота»

(СП РСФСР.

1965. N 5. Ст. 24), в котором определены размеры служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса), предоставляемых на одну семью, и категории работников, которым предоставляются такие наделы.

Безвозмездное пользование земельными участками

Стр 14 из 21 Правовое регулирование осуществляется в соответствии со ст. 24 , 39.10 ЗК РФ и нормами ГК РФ.

Прежняя редакция ЗК РФ называла этот титул «безвозмездное срочное пользование». В соответствии со ст. 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования заключается гражданином или юридическим лицом с уполномоченным органом либо организацией, которая предоставляет земельные участки в БП (в случае предоставления такой организацией служебного надела), к такому договору применяются правила о договоре найма.

Также специальным субъектом являются лица из числа коренных малочисленных народов. В безвозмездное пользование предоставляются земельные участки (ст. 39.10 ЗК РФ), например: 1. Из государственной или муниципальной собственности: органам государственной власти и местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям; казенным предприятиям; центрам исторического наследия экс-президентов — на срок до 1 года; 2.

Работникам организаций в виде служебного надела на срок трудового договора; 3.

Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не более 6 лет. Конкретный срок устанавливается субъектом РФ; 4. Для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более 6 лет; 5.

Гражданам на земельные участки, на которых находится служебное помещение или дом на срок пользования таким жилым помещением. В отличие от служебного надела здесь есть жилой дом, служебный надел предоставляется для ведения хозяйства; 6. Некоммерческим организациям граждан для садоводства и огородничества на срок не более 5 лет; 7.

Лицу, у которого земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд взамен изъятого; и др. Всего 16 субъектов. Предоставляются на основе: 1. Решения уполномоченного органа; 2.

Договора ссуды; 3. Локального акта (приказ работодателя). Что касается служебного надела, то теперь он предоставляется не только из государственной и муниципальной собственности, но и из частной формы собственности. В соответствии с ч.2 ст. 24 ЗК РФ служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков, для целей обеспечения выполнение работником своей трудовой функции, а также для ИЖС, ЛПХ, дачного строительства, огородничества и садоводства. На них распространяются права и обязанности собственников и иных лиц предусмотренные статьями 41 и 42 ЗК РФ.

Прекращение — истечение срока предоставления такого участка; изъятие при ненадлежащем использовании земельного участка; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; истечение срока трудового договора (с исключениями для членов семьи лица, получившего служебный надел). Аренда земельных участков Правовое регулирование осуществляется в соответствии со ст. 22 ЗК РФ и ст. 39.6 — 39.8 ЗК РФ, а также ГК РФ.

Общее понятие договора аренды содержится в п.1 ст.

606 ГК РФ. Ст. 606 ГК РФ определяет договор аренды как соглашение, по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Применительно к земельным правоотношениям понятие и сущность аренды никаких особенностей не имеет. Предоставление земельных участков в аренду их собственниками осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Арендодателями могут быть любые лица и публично-правовые образования. Договор, заключенный с участием юридического лица или сроком более 1 года, подлежит государственной регистрации. Если договор заключен между физическими лицами, то к нему применяются общие правила, стороны самостоятельно определяют права и обязанности, срок действия, размер арендой платы, порядок и условия ее внесении иные условия.
Если договор заключен между физическими лицами, то к нему применяются общие правила, стороны самостоятельно определяют права и обязанности, срок действия, размер арендой платы, порядок и условия ее внесении иные условия.

Новая редакция ЗК РФ принципиально по-новому определяет порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности в аренду. В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ (общая норма) договор аренды государственного или муниципального земельного участка заключается на торгах, аукционах. NB! Конкурсов теперь нет как формы торгов в ЗК РФ.

Т.е. в аренду земельный участок может предоставляться: 1. Без торгов; 2. С торгами; 3. По договору аренды.

В ст. 46 ЗК РФ определены основания прекращения аренды земельного участка: Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Если срок договора истек, то арендатор обязан возвратить вещь арендодателю, о чем оформляется передаточный акт. Аренда может быть прекращена по решению суда. а также в случае досрочного расторжения договора по соглашению сторон.

Наряду с указанными основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 ЗК РФ: 1. При ненадлежащем использовании земельного участка 2. При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

14 : для животных. Схемы и конструкции. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. : схема и процесс работы устройства.

: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Комментарий к Статье 24 ЗК РФ

Из п.

1 комментируемой статьи следует, что на праве безвозмездного срочного пользования земельные участки предоставляются на относительно небольшой срок и, как правило, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, могут передаваться на основании гражданско-правового договора, а кроме того, из земель организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесной промышленности и др.), а гражданам — в виде служебного надела.

——————————— Срок использования земельного участка, принадлежащего землепользователю на правах безвозмездного срочного пользования, определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Срок служебных наделов ограничен сроком исполнения трудовых обязанностей землепользователем. Категории работников, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления, в силу п.

2 комментируемой статьи устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (о прекращении права на служебный надел см.

комментарий к ст. 47 ЗК). Согласно правовой позиции ВС РФ основным условием предоставления служебного надела является наличие трудовых отношений работника с организацией.

Постоянное проживание работника по месту жительства как условие предоставления служебных наделов не предусмотрено. ——————————— См.: Определение ВС РФ от 13.06.2012 по делу N 74-АПГ12-5 // . Согласно ст. 689 ГК по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

При этом к договору безвозмездного пользования в силу прямого указания ГК применяются некоторые положения о договоре аренды, а договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации. Судебная практика в целом идет по пути признания необходимости государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования, заключенного на срок не менее года (см.

Постановление ФАС СЗО от 03.10.2011 N А42-9170/2010 , Постановление ФАС СКО от 23.03.2011 N А53-13922/2010 , Постановление ФАС ДО от 26.05.2010 N Ф03-3469/2010) .

Однако в Постановлении ФАС ВСО от 07.04.2008 N А33-12027/07-Ф02-1109/08 суд указывал, что «Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация договора безвозмездного (срочного) пользования земельным участком». ——————————— . . . . Законопроектом N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», предлагается внести изменения в комментируемую статью.

. . . Законопроектом N 444365-6

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

, предлагается внести изменения в комментируемую статью.

Название статьи

«Безвозмездное срочное пользование земельными участками»

в законопроекте заменено на «Безвозмездное пользование земельными участками», а п.

1 авторы законопроекта предлагают сделать более емким.

Порядок и основания прекращения

Земельный и Гражданский Кодекс регулируют вопрос расторжения договора безвозмездного срочного пользования. Условия расторжения договора должны быть зафиксированы в тексте документа.

Однако, если эти правила не зафиксированы, договор может быть расторгнут сторонами в любой момент.Но о том, что договор будет расторгнут, инициатор расторжения должен уведомить своего контрагента надлежащим образом.По общему правилу прекращение договора может произойти такими способами:

  1. Принудительное расторжение.
  2. Добровольное расторжение по инициативе пользователя;

Если говорить о добровольном расторжении, то пользователь может расторгнуть договор, если:

  1. Использование земельного участка возможно другими лицами, но в тексте договора о такой возможности нет информации;
  2. Возникновение обстоятельств непреодолимой силы, преодолеть которые в рамках заключенного договора не представляется возможным.
  3. Будут обнаружены существенные недостатки участка, которые были скрыты при заключении договора;
  4. Участок не был передан владельцем пользователю в оговорённый срок;

Если речь идет о принудительном расторжении договора, то по решению суда такой договор может быть расторгнут, только если были выявлены такие нарушения требований законодательства:

  1. Участок используется не по назначению, определенному в условиях договора;
  2. Использование земель осуществляется не участником договора, а любым другим посторонним человеком.
  3. Состояние земель ухудшается по причине неправильной эксплуатации;

А вот при смерти лица, с которым договор был заключен, обязательного расторжения не требуется, так как все права и обязанности пользователя переходят от наследодателя к наследнику.В то же время, если наступили какие-то непреодолимые обстоятельства, например, техногенная или природная катастрофа, договор считается прекратившим свое действие по обоюдному желанию сторон.Право безвозмездного срочного пользования земельным участком представляет собой особый вид права, который подразумевает под собой получение земли в пользование на основе ссудных отношений.Но пользователь этот участок может использовать только в собственных интересах, а владение, то есть даже предоставление земли в аренду другим лицам, запрещено и может повлечь за собой расторжение договора.ВверхНе нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! +7 (499) 110-86-72Москва и область+7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург8 (800) 350-02-93Регионы РФЮрист.

Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителейПодпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»Задать вопрос

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ12-5 от 13 июня 2012 года председательствующего Пирожкова В.Н., при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим (в части) Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. 888-3 № 673-1У по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2012 г., которым заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Государтвенного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Комментарии к ст.

24 ЗК РФ

1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок. Условия безвозмездного срочного пользования, в том числе срок, в течение которого действует данное право, определяются законом (в частности, Кодексом) и договором с собственником, заключение которого предусмотрено п.

2 ст. 264 ГК РФ. Согласно п. 3 ст.

264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться земельным участком, если иное не предусмотрено федеральным законом. Целесообразно также иметь в виду, что коммерческие организации не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, являющимся учредителями (участниками), руководителями, членами органов управления или контроля таких организаций (п. 2 ст. 690 ГК РФ). Перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться указанным в п.

1 Кодекса субъектам, является исчерпывающим и не должен толковаться расширительно. Дело в том, что изложенные правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего принципа платности использования земли, установленного в Кодекса (см.

указанную статью и комментарий к ней). Согласно п. 6 Кодекса в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования могут предоставляться земли промышленности и иного специального назначения.

В зависимости от того, какой субъект гражданского права является собственником земельного участка, предоставляемого в безвозмездное срочное пользование, основаниями возникновения указанного права могут быть закон, административный акт или договор.

В случаях когда в безвозмездное срочное пользование предоставляются земельные участки из земель, находящихся в частной собственности, отношения, связанные с использованием таких земельных участков, должны регулироваться договором безвозмездного пользования (договором ссуды).

По такому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором. Правила о договоре ссуды установлены в ст.

ст. 689 — 701 гл. 36 ГК РФ. Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК РФ зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей. 2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором).

Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, комментарий к ст.

93 ЗК РФ). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК РФ (см.

комментарий к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК РФ и др.).

Решение о предоставлении служебного надела в случаях, указанных в п. 2 Кодекса, принимает не орган государственной власти или орган местного самоуправления (см.

Кодекса), а та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. На федеральном уровне предоставление служебных наделов помимо Кодекса регулирует Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г.

N 369 (в ред. Постановлений Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1972 г. N 248 и Правительства РФ от 26 февраля 1992 г.

N 119)

«О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота»

. Указанное Постановление определяет размеры служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса), предоставляемых на одну семью, и категории работников, которым предоставляются такие наделы. Субъекты Российской Федерации принимают законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие предоставление служебных наделов.

Похожие главы из других книг:

Условия предоставления кредита Условия предоставления кредита 1 60 лет – предельный возраст окончания срока выплаты кредита.2 На последнем месте работы трудовой стаж должен составлять не менее 6-ти месяцев.3 Иное значение данного условия допустимо только с согласия Статья 115.2. Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий 1. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов Статья 130.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации Статья 136.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации 1. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения Статья 8.

Условия предоставления сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества 1. Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая Статья 7.

Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов 1. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки Статья 64.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора 1.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один Статья 64.1. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации 1. Отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным Статья 67.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих Статья 64.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора 1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести Статья 65. Порядок и условия предоставления налогового кредита 1.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 2 статьи 64 настоящего Статья 67.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора 1.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести Статья 65. Порядок и условия предоставления налогового кредита 1.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 2 статьи 64 настоящего Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1)

Комментарий к Статье 24 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья содержит общие положения о возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ предусмотрена замена права безвозмездного срочного пользования на право безвозмездного пользования.

Это связано с общей тенденцией гармонизации земельного и гражданского законодательства и направлено на исключение споров о правовом регулировании данного права.

Так, безвозмездное пользование урегулировано главой 36 ч. 2 ГК РФ. Предмет договора безвозмездного пользования определен ст.

689 ГК РФ, согласно которой по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Законом 171-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом, согласно которому договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ. Необходимость такого уточнения связана с тем, что целый ряд особенностей заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (порядок заключения, стороны, сроки и др.), предусмотрен главой V.1 ЗК РФ.

Важно также отметить, что в соответствии с ч.

18 ст. 34 Закона N 171-ФЗ земельные участки, предоставленные до 1 марта 2015 г.

в безвозмездное срочное пользование, считаются предоставленными в безвозмездное пользование. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие слова «безвозмездное срочное пользование», не требуется. В качестве новеллы следует обратить внимание, что Законом N 171-ФЗ основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перенесены в ст.

39.10 ЗК РФ. При этом перечень таких оснований претерпел существенные изменения (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ). Комментируемой статьей предусмотрено, что земельные участки (независимо от формы собственности) могут предоставляться в безвозмездное пользование в виде служебного надела.

Хотя п. 2 комментируемой статьи регулирует вопросы предоставления служебных наделов без указания формы собственности на земельные участки, исходя из содержания данного пункта, а также принимая во внимание основные принципы гражданского законодательства (прежде всего свободу договора), представляется, что положения указанной нормы подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С 1 января 2017 г. п. 2 комментируемой статьи излагается в новой редакции . Так, уточняется, что в качестве служебных наделов могут предоставляться являющиеся таковыми земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий.

Следует отметить, что возможность предоставления земельных участков из земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий ранее также была предусмотрена ст. 10.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г.

N 201-ФЗ

«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

(в ред. от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ), п. 5 ст. 11, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». ——————————— Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства»

(СЗ РФ.

2016. N 26 (ч. I). Ст. 3875).

При этом предоставление земельных участков в качестве служебных наделов осуществляется в безвозмездное пользование в соответствии с комментируемой статьей. В целом изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., направлены в основном на уточнение сфер деятельности организаций, работники которых имеют право на получение служебных наделов, и фактически не меняют существующее правовое регулирование. Согласно п. 2 комментируемой статьи категории работников организаций отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Долгое время указанные вопросы на федеральном уровне были урегулированы только Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г.

N 369

«О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота»

(Свод законов РСФСР.

1988. Т. 4. С. 112). С 1 марта 2015 г. данное Постановление утратило силу . ——————————— Постановление Правительства РФ от 22 октября 2014 г.

N 1090

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР»

(СЗ РФ. 2014. N 44. Ст. 6059). Следует отметить, что согласно комментируемой статье служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Согласно право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев.

Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

Кроме того, право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ Комментарий к главе V Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

из комментируемой главы был исключен целый ряд статей (28 — 34, 36, 38 — 39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Это обусловлено тем, что ЗК РФ с 1 марта 2015 г.

дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам.

При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере. Так, наличие в ЗК РФ разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления — для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки.

Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения . Указание в ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, только гражданам также приводило к отсутствию однозначной практики применения в отношении юридических лиц.

——————————— См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 5-Г10-14 . Правоприменительная практика выявила также ряд существенных проблем при реализации процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.

Например, из содержания п. п. 3, 4, 6 ст. 30 ЗК РФ можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е.

на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения . ——————————— Учитывая, что такая ситуация не способствовала решению государственных и муниципальных задач, Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ было дано разъяснение о возможности предоставления земельного участка по процедуре выбора земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным и муниципальным предприятиям (письмо от 13 марта 2009 г.

N Д23-651 ). Запрет в п. 11 ст.

30 ЗК РФ предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта при размещении таких объектов в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, в свете отсутствия в Градостроительном кодексе РФ 2004 г. понятия «градостроительная документация о застройке», приводил к тому, что основной принцип разграничения случаев предоставления земельных участков на торгах и без проведения торгов характеризовался правовой неопределенностью .

Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствовала, что выполнение процедуры предварительного согласования места размещения объекта не всегда обеспечивало дальнейшее предоставление земельного участка без проведения торгов даже для крупных инфраструктурных проектов, имеющих важное социальное и экономическое значение, поскольку, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, в случае если на земельный участок, в отношении которого осуществлялась процедура выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, претендует нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п.

4 ст. 30 ЗК РФ . ——————————— См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13 . Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г.

N 4224/10 . В связи с этим ЗК РФ Законом N 171-ФЗ был дополнен отдельной главой, содержащей во многом принципиально новые подходы к регулированию порядка предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков с учетом недостатков ранее действовавшего законодательства в данной сфере, выявленных пробелов и коллизий и сложившейся судебной практикой (подробнее см. комментарий к главе V.1 ЗК РФ).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+