Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - В какой срок обжалуется предписание гит

В какой срок обжалуется предписание гит

ГОТОВИМ ЖАЛОБУ НА ПРЕДПИСАНИЕ ГИТ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ

Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений: • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба; • информация о заявителе (наименование организации, адрес); • данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.); • дата составления документа. В тексте самой жалобы указываются: • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания); • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты; • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям. Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии).

Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов. Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2).

Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты. Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Спорить ли с трудовой инспекцией?

Например, менеджер по продажам не ставит непосредственного руководителя в известность о том, что уже два дня у него открыт лист нетрудоспособности.

Получив извещение об увольнении, по окончании болезни он обращается в суд и, естественно, выигрывает, так как уволен в период временной нетрудоспособности.

А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора — 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя). ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» образована в 2004 году.

Являемся членом Московской ТПП, Палаты Налоговых консультантов, СРО «Российский союз аудиторов» и НП «Партнерство РОО».

Как составить заявление о признании незаконным и отмене предписания ГИТ

В заявлении о признании незаконным и отмене предписания ГИТ указываются (, ):

  1. сведения о ГИТ, вынесшей предписание (наименование, адрес местонахождения, номера телефона, факса, адреса электронной почты). Посмотреть адрес инспекции труда можно ;
  2. наименование организации – административного истца, место ее нахождения, сведения о государственной регистрации, номер телефона, факса, адрес электронной почты административного истца;
  3. наименование суда, в который подается заявление. Территориальную подсудность можно определить на сайте суда города (округа) по месту нахождения организации;
  4. перечень прилагаемых к заявлению документов.
  5. сведения о том, какие именно права истца нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
  6. реквизиты оспариваемого предписания;
  7. нормативные правовые акты, на соответствие которым следует проверить оспариваемое предписание;

Общие положения

Предписание ГИТ выдается после проведения инспектирования. Предписание считается распорядительным документом, в отличие от акта.

В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  • Дата и место составления.
  • Данные контрольного органа.
  • Ссылки на нормы закона, которые были нарушены.
  • Основания для проведения .
  • Данные проверяющего инспектора.
  • Список выявленных нарушений.
  • Срок для устранения нарушений.
  • Способы проверки.

Если работодатель, у которого проводилась проверка, не согласен с ее результатами, он может оспорить решение инспектора.Обжалование результатов проверки ГИТ может производиться 2-мя способами: через суд или путем подачи жалобы руководству инспекции (ст.161 ТК РФ, ст.16 294-ФЗ).

Работодатель может обжаловать предписание любым удобным способом.Если в предписании государственной инспекции труда выдвинуто решение о приостановлении деятельности компании, обжалование такого решения проходит только через суд.По статистике, оспаривание результатов проверки путем подачи жалобы руководству ГИТ, редко приводит к желаемому результату.

Как правило, руководители инспекции оставляют документ без изменений. Наиболее эффективным способом решения проблемы является обращение в суд.

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд.

Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

  1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2. об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  3. об изменении постановления;
  4. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  5. об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ). Важно!А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки?

Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания.
Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания.

А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).Из положений п.

3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г.

Калининграда от 26.06.2018 г.

№5-480/2018). Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

Ситуация с обжалованием сейчас

Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года.

В нем содержатся эти положения:

  1. Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
  2. Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.

То есть сейчас позиция судов является полностью определенной.

Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке. Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции.

В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения. Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам.

Практика разрешения дел

Четкой статистике по удовлетворению или отказу в удовлетворении исковых требований о признании предписания незаконным не существует.

Суд, как и руководство ГИТ, рассматривает дело исходя из представленных доказательств. Рассмотрим пример обжалования. В сентябре 2017 года Тверской суд рассматривал иск от ООО «Просто Мебель» по признанию незаконным постановления инспектора ГИТ.

В предписании на работодателя было наложено обязательство по выплате недостающей части заработной платы гражданке Ивановой Е.В., ранее уволенной с данного предприятия.

Уполномоченный представитель истца пояснил, что инспектор не имел права выписывать данное постановление, так как согласно ст.381-397 ТК РФ нерегулируемые разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового права должны рассматриваться судом или комиссией по трудовым спорам.

После рассмотрения всех обстоятельств дела, иск был удовлетворен.

Варианты обжалования

Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ. В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:

  1. Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.
  2. Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.

Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно.

Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.

Гит решила и постановила?

обжалуем

Вы здесь Опубликовано 2013-11-18 14:39 пользователем hrconsul «Отдел кадров коммерческой организации», 2014, N 3 ГИТ РЕШИЛА И ПОСТАНОВИЛА? ОБЖАЛУЕМ За соблюдением трудового законодательства следит государственная инспекция труда. И довольно часто инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляют нарушения, результатом которых может стать не только штраф, но и приостановление деятельности компании.

Как показывает практика, некоторые работодатели не соглашаются с претензиями контролеров и оспаривают предписания и протоколы.

Какие действия инспекторов можно обжаловать? В какой орган обжалуется решение инспекторов ГИТ? В какие сроки нужно уложиться работодателю? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью. Нормативная база Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 .
Нормативная база Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 .

Согласно п. 3 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, другими федеральными законами, Положением и иными решениями Правительства РФ.

Кроме этого, инспекторы по труду должны соблюдать нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее — Закон N 294-ФЗ).

———————————

«Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

(далее — Положение). Отметим, что любое контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании соответствующего приказа или распоряжения, копия которого вручается руководителю организации или иному должностному лицу. Права инспекторов при проведении контрольно-надзорных мероприятий Статья 357 ТК РФ и п.

13 Положения определяют права инспекторов при осуществлении государственного надзора в сфере труда. В частности, они могут: — беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки; — запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; — изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта; — расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; — предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; — направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Скажем сразу, что мы назвали лишь малую часть прав, которыми законодатели наделили контролеров.

Поэтому рекомендуем работодателям подробнее ознакомиться с нормами ст.

357 ТК РФ и п. 13 Положения, чтобы быть подготовленными и не возмущаться из-за отдельных действий, на которые инспекторы имеют право в силу закона. Результаты мероприятий по контролю По результатам контрольных мероприятий государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме . В данном акте отражаются сведения о результатах контроля.

В случае обнаружения нарушений трудового законодательства инспектор, проводящий проверку, фиксирует в акте их характер, а также указывает лиц, допустивших выявленные нарушения.

Кроме акта, нарушения фиксируются: — в предписании об устранении нарушений, которое в силу п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ является приложением к акту проверки; — в протоколе об административном правонарушении, который составляется сразу при обнаружении правонарушений (ст. 28.2 КоАП РФ); — в постановлении об административном наказании, которое составляется после рассмотрения дела об административном правонарушении в срок не более чем 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст.

29.6 КоАП РФ). ——————————— Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Важным моментом является требование от руководства организации объяснений о том, почему были допущены выявленные нарушения. Обычно такие объяснения фиксируются в письменном виде в протоколе. Не рекомендуем объяснения писать, как сочинение.

Помните правило «Краткость — сестра таланта»?

Чем меньше вы напишете, тем больше шансов оспорить протокол. И еще момент: подписание протокола об административном правонарушении руководителем или уполномоченным представителем организации не означает согласия с его содержанием. Отметим, что инспекторы самостоятельно могут принимать решение о привлечении к ответственности не по всем обнаруженным нарушениям трудового законодательства.

В частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

ст. 19.4 — 19.7, ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд. Если в ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения трудового законодательства, к работодателю возможно применение следующих мер административной ответственности: — административного штрафа; — административного приостановления деятельности организации или индивидуального предпринимателя; — дисквалификации руководителя.

Кому жаловаться? В случае когда работодатель не согласен с выявленными нарушениями или с выбором контролерами меры наказания, можно попробовать оспорить решение инспекторов. В частности, на основании ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Разъясним положения данной нормы. Согласно п. 8 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда РФ.

Полагаем, что жалобы ему направляются крайне редко, так как если работодатели и обжалуют в ГИТ решения инспектора, это решается на уровне субъекта РФ, в крайнем случае в суде. Относительно оспаривания решения инспектора ГИТ в суде скажем следующее.

Дела об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, обжалуются в районный суд (ст. 30.1 КоАП РФ). Некоторые работодатели, ссылаясь все на ту же ст. 30.1 КоАП РФ, подают жалобу в арбитражный суд.

А между тем этому суду такой спор разрешать не положено, так как работодатель привлекается к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а как участник трудовых отношений, допустивший нарушение законодательства о труде (Постановления ФАС СЗО от 14.08.2013 по делу N А05-2063/2013, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А41-4242/11, ФАС МО от 05.12.2011 по делу N А41-4242/11).

Подчеркнем, что не стоит обращаться одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности — в силу ст. 30.1 КоАП РФ жалобу будет рассматривать только суд.

Сроки обжалования В соответствии с п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в ГИТ в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в случае несогласия: — с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки; — с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений.
12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в ГИТ в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в случае несогласия: — с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки; — с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений.

Направляя возражения, организация или индивидуальный предприниматель может приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в ГИТ. Для обжалования постановления об административном правонарушении предусмотрен меньший срок — 10 дней с момента получения данного постановления (или его копии) работодателем.

Таково правило ст. 30.3 КоАП РФ. Аналогичный срок предусмотрен и для обжалования предписания, выданного инспектором, проводившим проверку по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица (ст. 357 ТК РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, поданная в ГИТ, подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления, а поданная в суд — в двухмесячный срок со дня ее поступления (ч.

1.1 ст. 30.5 КоАП РФ). Но даже если срок обжалования пропущен, не стоит отчаиваться. Вместе с жалобой нужно подать ходатайство о восстановлении срока обжалования, в котором указать причины, послужившие причиной пропуска. Если указанные причины ГИТ или суд сочтет уважительными, срок может быть восстановлен.

Повод для обжалования 1. Несоблюдение сроков контрольно-надзорных мероприятий. В силу ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства могут проводиться не чаще одного раза в три года.

Проверить, когда в организации была предыдущая аналогичная проверка, можно по журналу учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля , который обязаны вести все организации независимо от организационно-правовой формы.

Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить. ——————————— Форма такого журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 2. Ошибки в распоряжении о проведении проверки или вовсе его отсутствие.

Согласно ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа, в котором должны быть указаны определенные сведения, например: — фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки; — цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; — правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами. При этом заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки вручаются под роспись лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. Например, Определением Санкт-Петербургского городского суда от 30.10.2013 N 33-16046/2013 действия государственного инспектора труда по проведению внеплановой документарной проверки и истребованию у юридического лица документов без обязательного направления надлежащим образом заверенной копии распоряжения с обязательным указанием на основание и предмет проводимой проверки признаны судом не соответствующими требованиям действующего законодательства.

А апелляционный суд Тамбовской области оставил в силе ранее состоявшиеся решения суда, указав, что заявление о признании незаконными акта проверки и предписания главного государственного инспектора труда удовлетворено правомерно, поскольку проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) является грубым нарушением требований закона (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 31.07.2013 по делу N 33-2286). 3. Ошибки при составлении протокола. Правила составления протокола об административном правонарушении изложены в ст.

28.2 КоАП РФ. Там же названы сведения, которые обязательно должны быть указаны в нем: — дата и место его составления; — должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; — сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; — время совершения и событие административного правонарушения; — иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если инспекторы забыли заполнить некоторые графы или внести какие-то сведения, это может повлечь недействительность протокола, чем можно воспользоваться при обжаловании. Так, требование об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непредоставление дополнительных отпусков работникам поликлиники было удовлетворено, поскольку в протоколе о правонарушении не были указаны ни место, ни время совершения правонарушения, ни то, когда и каким работникам поликлиники не предоставлялись дополнительные отпуска (Решение Свердловского областного суда от 12.12.2011 по делу N 72-674/2011).

Если протокол составлен лицом, не обладающим такими полномочиями, это также может послужить поводом для его отмены. Обратите внимание! Если инспекторы не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то есть не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст.

28.2 КоАП РФ, такой протокол может быть отменен (п. 24 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

). 4. Несогласие с определением размера ответственности.

Бывает и так, что работодатель нарушил трудовое законодательство и признает это, но считает, что инспектор ГИТ вынес слишком суровое наказание.

Это тоже повод обжаловать решение контролера, и довольно часто суды удовлетворяют требования работодателей.

Так, постановлением государственного инспектора труда директор Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 руб. Должностное лицо обжаловало данное решение инспектора.

При рассмотрении жалобы было установлено, что Р.

при расторжении трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не соблюдала процедуру сокращения, так как фактически не рассматривалось преимущественное право работника на оставление на работе. При таких обстоятельствах должностное лицо и судебная инстанция обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Р.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебная инстанция обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Р.

состава административного правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ. Но суд посчитал, что данное нарушение может быть признано малозначительным, так как не повлекло существенных нарушений прав работника, и прекратил производство по делу, ограничившись предупреждением (Постановление Тамбовского областного суда от 01.07.2013 по делу N 4-а-119).

В заключение Как видим, решение, вынесенное инспектором ГИТ, не всегда является «истиной в последней инстанции» и его можно оспорить. На это у работодателя есть 15 дней для предписаний и акта проверки, 10 дней — для предписания, выданного по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица, а также постановления о привлечении к административной ответственности.

Однако мы рекомендуем не нарушать нормы трудового законодательства, чтобы у контролеров и мысли не возникло о выдаче предписания об их устранении, а уж тем более протокола об административном правонарушении. Желаем удачи! Т. Ю. Комиссарова Эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации» Подписано в печать 27.02.2014 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч.

1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  1. проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  1. несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  1. проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  1. нарушение сроков проведения проверки;
  1. проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
  1. истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  1. непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

  1. в административном порядке;
  1. в судебном порядке.

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно.

Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г.

№ 4а-1341/13).

Жалоба на действия трудовой инспекции

Жалобы на действия трудовой инспекции (ФИТ), как правило, предъявляют работодатели. Защиту своих интересов эта категория участников трудовых правоотношений основывает на ст.358 ТК РФ, в соответствии с которой специалисты трудовой инспекции в процессе реализации контрольных функций обязаны обеспечить соблюдение законодательства РФ, а также восстановление прав работодателей (физических и юридических лиц).

Частью 1 ст.357 ТК РФ установлено, что специалисты ФИТ в процессе реализации надзорных функций в сфере соблюдения трудового законодательства обладают правом предъявления работодателям обязательных для исполнения предписаний. В данных предписаниях обозначены требования по ликвидации нарушений трудового законодательства, восстановлению нарушенных трудовых прав сотрудников, отстранению виновных лиц от должности либо их привлечению к дисциплинарной ответственности.

По смыслу данной нормы права при осуществлении государственными инспекторами ФИТ проверочных мероприятий они обладают правом выдачи обязательных для исполнения работодателями предписаний исключительно в случаях очевидного нарушения трудовых прав работников. Выдача специалистами ФИТ предписаний при отсутствии очевидного нарушения трудовых прав является действием, не основанным на законе. В компетенцию ФИТ не входит разрешение трудовых споров между работодателями и сотрудниками по проблемам применения норм трудового законодательства, локальных нормативных актов, условий трудовых договоров (в том числе, коллективных).

Данные трудовые споры рассматриваются в рамках ст.ст.381-397 ТК РФ судебными инстанциями и созданными на предприятиях комиссиями по трудовым спорам. Попытки специалистов ФИТ подменить эти органы должны рассматриваться как противоправные действия. За их совершение на инспекторов ФИТ возлагается ответственность, установленная, в частности, ст.

364 ТК РФ. Согласно ст.13 Конвенции МОТ, ст.46 Конституции России, ст.361 ТК РФ, Федеральному закону №59-ФЗ от 02.05.2006 года российским гражданам и хозяйствующим субъектам предоставлено право обжалования действий трудовой инспекции (ФИТ) в случае совершения ее должностными лицами противоправных действий. Выданное трудовой инспекцией работодателю не основанное на законе предписание подлежит обжалованию в порядке подчиненности.

Частью 6 ст.8 Закона №59-ФЗ от 02.05.2006 года установлен прямой запрет перенаправления жалоб на действия специалистов конкретного территориального органа ФИТ на рассмотрение этим же должностным лицам.

Альтернативным вариантом оспаривания действий трудовой инспекции является обращение в суд в порядке ч.1 ст.218 КАС РФ. Большое значение имеет правильность оформления жалобы.

В частности, в ней должно быть обеспечено указание:

  1. личной подписи заявителя
  2. наименования судебной инстанции, территориального органа ФИТ либо должностного лица, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения
  3. требований заявителя, предъявляемых к органу, рассматривающему его жалобу
  4. списка документации, подтверждающей приведенные в жалобе доводы
  5. личных данных и места пребывания заявителя
  6. фактов, согласно которым заявитель считает вынесенное органом ФИТ решение незаконным и подлежащим изменению либо отмене (при обжаловании действий трудовой инспекции очень важно предоставить аргументированные доводы, свидетельствующие о незаконности вынесенных решений со ссылками на законодательные нормы)
  7. даты формирования жалобы
  8. реквизитов обжалуемого решения ФИТ (постановления, предписания и т.д.)

Предъявление жалобы в уполномоченные органы может осуществляться как на личном приеме, так и при помощи почтового обращения.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены.

Значит, актуальным будет стандартный порядок. Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания.

Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа. Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.

Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд.

Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл.

12 и 22 КАС РФ. Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ. Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч.

1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования. В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде.

Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В то же время, согласно ч. 2 ст.

357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам. Таким образом, судами выработано две противоположные позиции.

Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника.

По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению. Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку.

К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ). Важно! Предписание — это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п.

113 Административного регламента №354н). В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв.

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н). По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен. Важно! Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд.

В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст.

218 КАС РФ). Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора. Отметим, чтоодновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд).

При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36

«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ»

(Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г.

№74-КГ17-6). Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту. Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Важно! Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания. Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2020 г.

вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2020 г.

включительно. Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Практика применения правил

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14).

В частности, он указал, что:

  • предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.
  • функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  1. содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.
  2. является документом властно-распорядительного характера;
  3. вынесено уполномоченным органом;

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства. Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере.

Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г.

вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+