Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Уголовные дела по неуплате налогов

Уголовные дела по неуплате налогов

Уголовные дела по неуплате налогов

Административная


ответственность наступает за деяния, которые не наносят существенного вреда обществу. Если совершенное незначительное налоговое правонарушение не является преступлением, наказание назначается в соответствии со статьей КоАП. Минимальный размер штрафа (ст.

15.6 КоАП), налагаемого на граждан — 100 тысяч рублей, на должностных лиц — 300 тысяч рублей. к содержанию ↑

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (, ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

Преступление Размер неуплаченной суммы Санкции за неуплату налогов (вид наказания) Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб. — либо штраф в размере 100 – 300 тыс.

руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; — либо принудительные работы на срок до 1 года; — либо арест на срок до 6 месяцев; — либо лишение свободы на срок до 1 года Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн.

руб. — либо штраф в размере 200 – 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; — либо принудительные работы на срок до 3 лет; — либо лишение свободы на срок до 3 лет Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн.

руб. — либо штраф в размере 100 – 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; — либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; — либо арест на срок до 6 месяцев; — либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговору Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн.

руб. — либо штраф в размере 200 – 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет; — либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; — либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (, ):

  1. были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу ().
  2. преступление им было совершено впервые;

Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки?

Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов.

Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ. Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так являются распространенным поводил для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении. В 2017 — 2018 г. наши адвокаты все чаще сталкивались с уголовными делами по уклонению от уплаты налогов, поводом для возбуждения которых послужили расследования других преступлений, таких как обналичивание (ст.

172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств за рубеж (ст.

193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193.1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Статистика

Сначала о масштабах проблемы. Для этого понадобится немного официальной статистики. Судебный департамент в своей статистике не выделяет отдельно налоговые преступления, включая их в блок преступлений в сфере экономики (а это аж 54 состава преступлений и, внимание (!), сюда не входит такое преступление как мошенничество), за 2016 год таких уголовных дел поступило в суды первой инстанции (районные) – 6100 шт.

Осуждены к различным видам наказаний по 5667 уголовным делам, а оправдательные приговоры наш самый гуманный суд в мире вынес по 32 уголовным делам. Вывод очевиден – если дело дошло до суда, оправдаться будет практически не возможно. Кстати, признали, что бороться в суде бесполезно и надеясь на смягчение наказания, на особый судебный порядок (подсудимый с обвинением соглашается, доказательства судом не рассматриваются) согласились подсудимые по 3374 уголовным делам.

Но какая все же ситуация по приговорам именно по налоговым преступлениям? Государственная автоматизированная система «Правосудие» указывает, что за весь 2015 год в РФ по ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) было вынесено всего 300 приговоров, в 2016 году – 165.

По ст. 199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента) в 2015 – 22, в 2016 – 15.

По ст.199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) в 2015 – 98, в 2016 – 31.

Лидером за 2015-2016 годы по вынесенным приговорам по ст.

199 УК РФ оказался Краснодарский край (34), на втором месте Ставропольский (32), в Москве — 8, а в Санкт-Петербурге всего 3. в целом не ужасает. Может быть проблемы нет вообще и ее выдумали юристы и тренеры по налоговой оптимизации, чтобы пугать директоров и бухгалтеров? По официальным данным МВД, опубликованном на сайте ведомства, за 2015 год выявлено 9041 налоговое преступление, а в 2016 году – 9283.
По официальным данным МВД, опубликованном на сайте ведомства, за 2015 год выявлено 9041 налоговое преступление, а в 2016 году – 9283.

Итого за 2015-2016 года выявлено 18 324 преступления налоговой направленности. Но приговоров за этот период времени вынесено всего 631! А ведь где-то в недрах МВД спрятана еще и статистика по проверкам бизнеса в рамках материала проверки (КУСП) или оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые даже не дошли до возбуждения уголовного дела!

Эту статистику мы конечно получить не можем (это ни много ни мало государственная тайна!), да она и не особо нужна, но предположу, что за 2015-2016 годы всего проверок бизнеса полицейскими только по налоговым составам было не менее двухсот тысяч.

Можно было бы закончить эту часть статьи оптимистичным заявлением – не бойтесь полицейских проверок, все равно вероятность возбуждения уголовного дела небольшая, а уж до приговора суда довести это надо очень постараться, но во всей приведенной статистике не хватает информации о налоговых преступлениях, которые квалифицировались как мошенничество, а это существенный массив преступлений, связанных с незаконной оптимизацией НДС. Выделить статистику по таким «налоговым» мошенничествам из всех мошенничеств вообще очень сложно, тем не менее, в следующих частях статьи я разберу на конкретных примерах и эту ситуацию, а также дам практически советы, как избежать уголовной ответственности по налоговым преступлениям главным бухгалтерам и директорам организаций в наше неспокойное время.

Как избежать ответственности за уклонение от уплаты налогов организации — ч.3 (уголовное дело)

Материал «Как избежать ответственность за уклонение от уплаты налогов организации» опубликован в трех частях:И, непосредственно:Был НК теперь УК, УПК на АПК, коммерсант — теперь ЗКМероприятия налогового контроля вроде выездной налоговой проверки скорее напоминают события из ночной смены врача-травматолога в самом неблагополучном районе Челябинска, чем работу известного кардиохирурга, но, как известно — «Лес рубят — щепки летят».Хоть в налоговом праве до сих пор фактически существует круговая порука юридического лица за своих контрагентов, о чем была , но все же информационный прогресс, обилие Программно-Информационных Комплексов, ежегодная «вздрючка» за повышение уровня налогового администрирования постепенно и последовательно приводят к тому, что Федеральная Налоговая Служба сегодня умеет многое, очень многое.Фискалы сумели закрыть практически все дыры, позволяющие «соскочить» налогоплательщику на том или ином этапе, монополизировали многие услуги, фактически приравняли бюджетный долг к карточному (святое!).А представители коммерческих структур до сих пор в своей общей массе считают, что услуги хорошего налогового адвоката стоят дорого, предпочитая до последнего (возбуждения уголовного дела), стараться не понимать значение этой аббревиатуры либо, того хуже, попавшись на уловки юрмаркетинга, стараться «соскочить» через схему, которая перестала работать еще 2-3 года назад.Многие почему-то искренне верят, что можно «уйти по-английски» бросив вместо шляпы юридическое лицо, по которому проявились налоговые недоимки.Да, конечно — можно. Но вовремя не вылеченная болячка может превратиться в опасное патологическое заболевание, которое способно убить не только самого пациента, но и заразить всех тех, с кем он общается.Цифры цифрам рознь — миллионы, десятки, сотни миллионов недоимок по налогам, не смотря на количество нулей не представляются налогоплательщику чем-то значительным.А вот единички, двойки, тройки при всей скромности и сухости этих цифр, но с добавлением «лишения свободы» — эти числа уже несут в себе настоящую магию, заставляющую налогоплательщика двигаться очень быстро.

Итак, алгоритм наступления уголовно-правовых последствий выездной налоговой проверки:1. На лицевых счетах налогоплательщика формируется задолженность, возникшая по результатам проведенных мероприятий налогового контроляРешением территориальной инспекции 05.06.2017, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 в виде штрафа в общем размере 2 343 652 руб.Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислен НДС в сумме 14 414 718 руб. и пени по налогу в размере 2 599 047 руб.Налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, Решением вышестоящего налогового органа 18.08.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставлено без изменения.С ходатайством о принятии обеспечительных мер в Арбитражный суд налогоплательщик не обращался, решение о привлечении его к налоговой ответственности не приостанавливал до вступления в законную силу Решения суда первой инстанции по оспариванию решения налогового органа, таким образом, Начало течения срока для deadline погашения недоимки — 18.08.2017 С этой даты решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в законную силу и, соответственно, налогоплательщик видит на своих лицевых счетах:Сальдо по расчетам НДС «- 14 414 718 руб»Сальдо по штрафам «- 2 343 652 руб.»Сальдо по пени «- 2 599 047 руб.» (этот счетчик начинает «тикать» с сумасшедшей скоростью)2.

Налоговый орган направляет налогоплательщику требование по результатам налоговой проверкиСогласно пункту 2 требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу решения налогового органа.На добровольное исполнение указанного требования установлен срок в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.3.

Налоговый орган передает материалы налоговой проверки в территориальное подразделение Следственного Комитета РФСогласно пункту 3 , если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.По материалам ВНП оформляется заявление ИФНС о признаках состава преступления, предусмотренного , которое подписывается заместителем руководителя или руководителем налогового органа.К заявлению прилагается справка о суммах не уплаченных налогов налогоплательщиком и другие документы.

Налоговый орган передает материалы налоговой проверки в территориальное подразделение Следственного Комитета РФСогласно пункту 3 , если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.По материалам ВНП оформляется заявление ИФНС о признаках состава преступления, предусмотренного , которое подписывается заместителем руководителя или руководителем налогового органа.К заявлению прилагается справка о суммах не уплаченных налогов налогоплательщиком и другие документы.

Материал направляется в территориальное подразделение СК РФ, где регистрируется с присвоением соответствующего номера КУСП.В части 1 описываемого дела было указано, что Общество обеспечительных мер не заявляло.А стоило, не смотря на диаметрально противоположный подход, которым отличаются решения Арбитражных судов в части обеспечительных мер при приостановлении действия решения инспекции о привлечении к ответственности в случае, если оно обжалуется в судебном порядке и судом удовлетворено заявление налогоплательщика о принятии обеспечительных мер.3.1. Подход первый. Действия Инспекции по направлению материалов выездной налоговой проверки в следственные органы являются законными даже не смотря на принятие судом обеспечительных мерОпределение Верховного Суда РФ от 22 июля 2016 по делу N 303-КГ16-8474Определение Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 по делу N 307-КГ15-4655В судебных решениях можно прочитать примерно такую формулировку: действия налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на исполнение решения Инспекции от 11.09.2014, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной пунктом 3 статьи 32 Кодекса.3.2. Подход второй. Действия налогового органа по направлению материалов выездной налоговой проверки в следственные органы являются незаконными, т.к.

судом были приняты обеспечительные мерыОпределение Верховного Суда РФ от 26 августа 2014 по делу N 303-ЭС14-42:Установив, что в рамках дела N А80-214/2013 об оспаривании обществом решения инспекции о доначислении налоговой недоимки арбитражным судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия упомянутого решения инспекции и запрета на совершение инспекцией действий, направленных на его принудительное исполнение, до вступления в законную силу судебного акта по указанному делу, суды пришли к выводу об отсутствии у инспекции законных оснований в порядке пункта 3 статьи 32 Кодекса направлять в следственный отдел материалы камеральной проверки для решения вопроса о возбуждении в отношении общества уголовного дела до отмены указанных обеспечительных мер, тем более, что размер доначисленной обществу налоговой недоимки оспаривался в судебном порядке и не был подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по названному делу.На практике, есть ряд случаев, когда и при непринятии обеспечительных мер материал не направлялся или направлялся, но не в строгом соответствии с утвержденным регламентом взаимодействия между СК и ФНС РФ.Если взять многочисленные письма Минфина и разъяснения налоговиков, то согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является:

  • факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
  • наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Скромно, сухо, сурово, эффективно.4. Возбуждение уголовного дела Исходя из требований уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель.Проверка сообщений о любых совершенных или готовящихся преступлениях проводится следователем в порядке, установленном . По результатам проверки принимается одно из решений, предусмотренных .При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке .В соответствии с при наличии повода и основания, предусмотренных , следователь в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом РФ, возбуждает уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.По умолчанию лицом ответственным за исполнение гражданских прав, в том числе исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, является единоличный исполнительный орган в лице директора.

Главное, чтобы при возбуждении уголовного дела в отношении директора по признакам преступления, предусмотренного , имелись повод и основания, предусмотренные .Немало случаев, когда материал из налоговой был направлен в тот период, когда налогоплательщик еще отчаянно сражался на арбитражном поле, а уголовное дело все равно возбуждалось.Кто-то читая эти строки, обязательно вспомнит статью 90 УПК.

Да, да. Помним, знаем, порой скорбим.И, напоследок, из одного судебного решения по жалобе на постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного :Вопрос доказанности или недоказанности всех признаков состава преступления на стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела разрешен быть не может. Без проведения комплекса следственных и оперативных действий установление всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, является не возможным.Геннадий Хазанов бы выступил по этому поводу примерно так — «суд апелляционной инстанции разобрался с тем, что суд первой инстанции разобрался, что следствие обязательно разберется… Для того и возбуждают уголовное дело, чтобы разобраться. А ущерб? Ну какой ущерб может быть от возбуждения уголовного дела?

Вы же не преступник, чего вам боятся?» — и закончил бы все такой мимикой, что зал начал бы смеяться.Но до смеха далеко.Выводы:1.

Указывает ли вышеизложенное на тот факт, что в случае проведения мероприятий налогового контроля последствия фатально-необратимы? Нет, не указывает.Это указывает лишь на то, что не нужно быть «хитрецами», до последнего надеясь на «авось пронесет», пытаясь убедить всех и вся (в том числе себя), что доля 99% вычетов по НДС — это нормальный итог «грамотной налоговой оптимизации».Не нужно скрывать на этапе досудебного урегулирования налогового спора информацию о том, что предприятие «налило», «транзитило», а не явилось «жертвой наезда ФНС по заказу конкурентов».2.
Нет, не указывает.Это указывает лишь на то, что не нужно быть «хитрецами», до последнего надеясь на «авось пронесет», пытаясь убедить всех и вся (в том числе себя), что доля 99% вычетов по НДС — это нормальный итог «грамотной налоговой оптимизации».Не нужно скрывать на этапе досудебного урегулирования налогового спора информацию о том, что предприятие «налило», «транзитило», а не явилось «жертвой наезда ФНС по заказу конкурентов».2.

Никаких «универсальных способов налоговой оптимизации» не существует — это маркетинг.

Уголовные дела по уклонению от уплаты налогов — как раз по большей части последствия таких «семинаров и тренингов по налоговой оптимизации».Люди — бухгалтеры, руководители, собственники, потратив значительные средства, наслушавшись «говорящих голов», начинают лепить десятками прокладки, технички, не особо вдумываясь в тот факт, что все это «лепилово» для проверяющих уже смотрится как единое целое и при необходимости могут «подтянуть» как за целое, так и за его части.3.

Через три-четыре года те условия, которые существуют сейчас, будут казаться столь же вольготными, какими нам кажутся условия, которые были три-четыре года назад.Поэтому не стоит уповать на «несправедливость», «иррациональность», как уже уповали три-четыре года назад. Нужно смотреть вперед и уже прикидывать, что будет через 3-4 года. А будет ж еще большая необходимость вкладывать значительные денежные средства в налоговых юристов, налоговых консультантов, налоговых адвокатов.Федеральная Налоговая Служба превратится в аналог IRS «Internal Revenue Service», а наши граждане, все также патриотично катаясь на каруселях и смотря футбол, начнут массово стучать на своих коллег/однополчан.Ведь как мне сказала вчера главный бухгалтер одного холдинга, по которому во всю лютуют проверяющие — «Наши то выиграли, ура!».

Как избежать уголовных рисков

Государство усиливает уголовное давление на бизнес — с его точки зрения, это наиболее эффективно.

Поэтому если вам есть что защищать, то готовиться к визиту налоговиков и правоохранителей следует заранее.

Сегодня это неизбежная реальность.

Профилактические меры помогут вам избежать ошибок и негативных уголовно-правовых последствий. Подразделение экономической безопасности вашей компании, бухгалтерия и юридическая служба должны проводить тщательную проверку контрагентов. В случае налогового спора на вашей стороне будут доказательства проявления «должной осмотрительности».

Кроме того, в финансовых документах и при проверке контрагентов обращайте внимание на все, что вызывает у вас подозрение.

Если нет уверенности в контрагенте, подавать его в декларации для вычета НДС не стоит. Храните доказательства ваших переговоров с контрагентами.

В уголовном процессе можно использовать любые доказательства: переписка в почте, сообщения в мессенджерах, различные меморандумы, протоколы согласований и др.

Например, в сделках с торговыми домами эти доказательства для защиты покупателя приходятся очень кстати. Усильте бухгалтерию квалифицированными специалистами, которые действуют исходя из того, что они опора и щит вашей компании. Именно ошибки бухгалтерии часто приводят к проявлению ненужного интереса со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Также вам как предпринимателю потребуются квалифицированные юристы. Лучше воспользоваться профессиональной оценкой налоговых рисков, чем потом справляться с решениями, которые несут разрушительные последствия для бизнеса.

Будьте внимательны при взаимодействии с налоговым органом, предвосхищая все возможные вопросы к компании. Большую часть претензий можно снять на уровне отдела предпроверочного анализа ИФНС. Именно там принимаются решения о назначении выездных проверок с перспективой направить материалы в правоохранительные органы.

Именно там принимаются решения о назначении выездных проверок с перспективой направить материалы в правоохранительные органы.

Сегодняшнее усиление уголовной ответственности за неуплату налогов — это только начало: дальше будет только хуже. Информации у ФНС о налогоплательщиках становится все больше, действия бизнеса становятся все прозрачнее, а процент правоохранителей, участвующих в налоговых проверках, растет год за годом.

Тенденция становится очевидной. Уголовные дела по налоговым преступлениям сегодня являются одними из приоритетных для МВД и Следственного комитета России. Внушительные цифры средств, которые возмещены бизнесом в бюджет государства, — отличный показатель работы правоохранителей.

Однако обратная сторона медали положительных показателей следствия тоже имеется. Это трактовка закона в выгодную для уголовного дела сторону и уголовное преследование по надуманным основаниям. В этой ситуации интересам бизнеса наносится тяжелый урон, последствия которого приходится ликвидировать очень длительное время, а в некоторых случаях это приводит к потере бизнеса.

Что делать, если уголовное дело по налоговой статье против директора уже возбуждено?

Если уголовное дело уже возбуждено, то к защите ваших интересов необходимо привлекать опытных специалистов-адвокатов, специализирующихся на налогах. Именно они должны проанализировать ситуацию, оценить риски и проработать дальнейшую тактику действий и линию защиты. Для этого могут быть допрошены свидетели, представлены документы, в том числе подтверждающие реальность сделки, проявление должной и коммерческой осмотрительности, проведён финансовый анализ результатов спорных сделок, а также использованы процессуальные основания для признания ряда доказательств недопустимыми.

Как показывает практика, данные действия может осуществить лишь практикующий в данной сфере адвокат.

Привлечение к ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов

Фото Михаила Мордасова, ИА «Клерк.Ру» Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  • Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  • Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  • В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  • Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  • Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  • Диспозиция ч.

    1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.Санкция ч. 1 ст.

    199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.Диспозиция ч.

    2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн.

    руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности.

    Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст.

    199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

  • Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной.

    К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

  • Пунктом 3 ст.

    32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст.

    ст. 198 и 199 УК РФ.Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747

    «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел»

    содержатся некоторые дополнения.

    Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п.

    3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ.

    При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах.

    Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч.

    4 ст. 144 УПК РФ).ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п.

    3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п.

    3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ.

    Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    , который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности.

    Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  • Ответственность руководителя: При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн.

    рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г.

    № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.Ответственность бухгалтера: Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния.

    Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

    При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов.

    Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  • В соответствии с ч.

    1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: — два года после совершения преступления небольшой тяжести; — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).К примеру, по ч.

    1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч.

    2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г.

    Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч.

    2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч.

    1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч.

    2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

    В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  1. , адвокат Коллегии адвокатов «Малов и партнеры»

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Как избежать проблем

Совет первый, очевидный: платите налоги и «спите спокойно». наш чек-лист и узнайте, грозит ли вам выездная налоговая проверка.

Совет второй: привлекайте к разработке налоговых схем людей с опытом, а не тех, кто начитался «умных» советов от дилетантов.

Отвечать вам. И деньгами, и, возможно, своей свободой.

Кстати, мы специализируемся на Совет третий: предупрежден, значит вооружен. Легче подготовиться к защите на проверке, чем разгребать последствия. Вовремя привлечь грамотных и опытных юристов – половина решения проблемы.

к нам за консультацией и мы найдем оптимальный для вас вариант сотрудничества. Теги: , 16.02.2017 Актуальные статьи каждую неделю Ваше имя * Ваш e-mail адрес * Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете, что согласны с Подписаться Рубрики По делу, с пользой для бизнеса Статьи про управление финансами каждую неделю Блог // Подписаться на рассылку в подвале Ваш e-mail адрес * Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете, что согласны с Подписаться на рассылку Статьи по теме 22.04.2019 29.08.2016 04.07.2017 03.02.2020

Планируется ввести уголовную ответственность за неуплату страховых взносов

Правительством РФ еще в конце 2015 г.

внесен в Госдуму законопроект №927133-6, предусматривающий уголовную ответственность за неуплату страховых взносов. 19 февраля 2016 г. законопроект был принят Госдумой в 1 чтении (№8343-6 от 19.02.2016 г.).

Согласно законопроекту индивидуальные предприниматели и организации, уклоняющиеся от уплаты страховых взносов, будут привлечены к ответственности в виде штрафа, исправительных работ, лишения свободы (ст.199.3 УК РФ, ст. 199.4 УК РФ). И только в начале апреля 2017 г. законопроект (доработанный Минюстом) одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

За неуплату страховых взносов неплательщиков-юридических лиц планируется наказывать штрафами от 200 тыс. до 2 млн рублей, и до 300 тыс.

рублей – неплательщиков-физических лиц.

А максимальный срок лишения свободы планируется установить в семь лет.

Крупным размером для физических лиц признается сумма страховых взносов во внебюджетные фонды, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. рублей при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от общей суммы уплаченных страховых взносов либо превышающая 1 800 тыс. рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 9 млн рублей.

Для юридических лиц крупным размером признается сумма страховых взносов во внебюджетные фонды, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей при условии что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от общей суммы уплаченных страховых взносов либо превышающая 6 млн рублей.

Особо крупным размером согласно законопроекту признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% от общей суммы уплаченных страховых взносов, либо превышающая 30 млн руб. В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, возникла необходимость внесения соответствующих изменений в НК РФ.

Так, в п.3 ст.32 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. №243-ФЗ) предусмотрено, что если в течение 2-х месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Вопрос о возбуждении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 УК РФ, должен решаться аналогичным образом.

В связи с этим статьи 199.3 и 199.4 УК РФ должны быть включены в перечень статей УК РФ, указанных в п.3 ст.32 НК РФ. Таким образом, в случае принятия данного законопроекта будет введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в крупном и особо крупном размерах.

Однако так же, как и в случае неуплаты налогов в менее крупном размере, уголовная ответственность не наступает.

Не стоит забывать, что помимо уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) существует налоговая и административная ответственность. Привлечь к уголовной ответственности могут руководителя организации, главного бухгалтера, индивидуального предпринимателя и других физических лиц.

Как налоговая выявляет уклонение от уплаты налогов?

Во время камеральных и выездных налоговых проверок.

В эти детали мы сейчас углубляться не будем.

Обратим внимание на сроки. Если выявлена недоимка, инспекторы выставляют требования об уплате налогов:

  1. два месяца отводится бизнесу на оплату по требованию из инспекции;
  2. месяц есть у следственного комитета на проведение доследственной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  3. два месяца есть на то, чтобы расследовать уголовное дело. Однако на практике эти сроки не соблюдаются и расследование дела может занять и полгода, и год.
  4. 10 дней есть у налоговой, чтобы передать информацию в следственный комитет, если компания не оплатила недоимку;

На практике с начала выездной налоговой проверки до приговора проходит примерно 2,5–3 года.

В СК могут посчитать сумму недоимки без участия ИФНС

Но откуда у следователя могут появиться данные для предварительного расчета недоимки в ситуации, когда не было налоговой проверки? Из тех же результатов ОРД или написанного кем-то заявления.

Понятно, что информация о преступлении подлежит проверке. Если сделать расчет совсем без оснований, то впоследствии уголовное дело могут закрыть за отсутствием состава преступления (что, разумеется, не в интересах следователя).

На фоне санкций в 2014 г.

таможенная служба выявила преступлений в 1,7 раза больше, чем годом ранее У следователя есть 30 суток (с момента получения сообщения о преступлении) на принятие решения — заводить дело или нет. В этот период он вправе, в частности:

  1. получать объяснения;
  2. поручать органу дознания проведение оперативно-разыскных мероприятий.
  3. назначать судебную экспертизу;
  4. истребовать и изымать документы;
  5. требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;

То есть пока налоговики готовят ответ, следователь может, например, прийти к вам в офис (или прислать оперативников), изъять документы и обратиться к специалистам для получения экспертного заключения. В прежние времена, когда силовикам уже запретили самостоятельно делать расчет налогов, но уголовные дела еще можно было возбуждать не только по материалам ИФНС, для расчета недоимки иногда назначали налоговую экспертизу.

Можно предположить возвращение к этой практике.

Возможен и другой вариант. Имея на руках документы, полученные в ходе проверки сообщения о налоговом преступлении, следователь сам, без официальных экспертиз, определит сумму недоимки. А экспертизу проведут уже в рамках уголовного дела.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+