Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Статья 129 гк рф в новой редакции с комментариями

Статья 129 гк рф в новой редакции с комментариями

Комментарий к статье 129 Гражданского Кодекса РФ


1. Оборотоспособность объектов гражданских прав означает допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений.

В зависимости от этого все объекты разделены на три группы: свободные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

2. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться (продаваться, дариться, обмениваться и т.п.) либо переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства без каких-либо запретов или ограничений или иным способом. Исключения из этого правила могут устанавливаться законом в отношении полного изъятия объектов из оборота или в установленном им порядке — для ограничения их оборота.

Гражданское право различает универсальное и сингулярное правопреемство. При универсальном к правопреемнику в результате одного акта переходят — в качестве единого целого — все права и обязанности правообладателя. Такое правопреемство имеет место в случае наследования, реорганизации юридического лица.

При сингулярном правопреемстве к одному лицу переходят только отдельные права и обязанности другого. В таком порядке переходят права и обязанности в результате совершения сделок по отчуждению имущества, уступке прав и переводу долга (см. коммент. к гл. 24), передаче имущества в аренду и т.п.

Необходимо обратить внимание на то, что универсальность наследственного правопреемства в части третьей ГК трактуется по-новому.

Раньше такому правопреемству придавался абсолютный характер. Принятие наследства по одному из оснований (например, по закону) означало его принятие и по другому основанию (по завещанию).

В соответствии же со ст. 1152 и 1158 ГК, когда наследник призывается к наследованию по нескольким основаниям, он может принять наследство по одним основаниям и отказаться от него по иным. 3. Ограничение оборотоспособности в соответствии с п.

2 комментируемой статьи заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускаются только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Это означает, что в законе должны предусматриваться исходные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды.

Примером первого ограничения может служить ст. 12 Закона о недрах, закрепляющая исключительную государственную собственность на все недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года; в противном случае оно подлежит принудительной продаже по решению суда с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (пп. 1, 2 ст. 238 ГК). Примером второго ограничения служит Постановление Правительства РФ от 10.12.92 N 959

«О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»

(СА РФ, 1992, N 25, ст.

2217), которым утвержден Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации. К такой продукции относятся вооружение и боеприпасы к нему, ракетно-космические комплексы, шифровальная техника, радиоактивные вещества, яды и наркотические средства и т.д. 4. Изъятыми из гражданского оборота считаются объекты, которые не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданско-правовых отношений.

Эти объекты должны быть прямо указаны в законе. Так, в соответствии со ст. 151 ГК нематериальные блага, а также личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, не допускается переход к другому лицу имущественных прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

На основании ст. 2 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

(СЗ РФ, 1998, N 2, ст. 219) Правительство РФ в составе Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвердило 30 июня 1998 г. Список наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации запрещен (СЗ РФ, 1998, N 27, ст.

3198). В этот Список включены марихуана, гашиш, героин, ЛСД, маковая солома, опий и др. 5. Специальные правила оборотоспособности п. 3 ст. 129 устанавливает для таких объектов, как земля и иные природные ресурсы.

Их оборот допускается в той мере, которая предусмотрена законами о земле и других природных ресурсах. Так, Земельный кодекс содержит ст. 27, определяющую оборотоспособность земельных участков.

В соответствии с этой статьей из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены постоянно действующие Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в т.ч.

военные суды; объектами организаций федеральных органов государственной охраны и службы безопасности; объектами атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; исправительно-трудовыми учреждениями Минюста России и лечебно-трудовыми профилакториями МВД России; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Ограничиваются в обороте не отнесенные к изъятым земельные участки особо охраняемых природных территорий, закрытых административно-территориальных образований, а также предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд; земельные участки в пределах лесного фонда, занятые водными объектами государственной или муниципальной собственности, особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земли, предоставленные для нужд связи и организаций транспорта, производства ядовитых веществ и наркотических средств, занятые объектами космической инфраструктуры и гидротехнических сооружений, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и иные подвергшиеся деградации земли.

Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных законодательством.

Земельные же участки, ограниченные в обороте, могут предоставляться в частную собственность, но только в случаях, установленных федеральными законами.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Продажа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). При продаже земельных участков, являющихся частной собственностью, субъекты Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, муниципальные образования имеют право преимущественной покупки (ст.

10 и 8). Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут передаваться в аренду, в т.ч. с правом выкупа (ст. 9). При наследовании земельных участков должны соблюдаться требования, установленные данным Законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и юридических лиц с участием иностранных граждан, а также предельных размеров земельных участков и требований к их местоположению (ст. 11, 3, 4). В соответствии со ст.

1.2 Закона о недрах участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Допускается их передача только в пользование на основании лицензии для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, геологического изучения и других целей. Без лицензии разрешается добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд собственниками, владельцами земельных участков в пределах этих участков (ст.

Без лицензии разрешается добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд собственниками, владельцами земельных участков в пределах этих участков (ст.

19). Оборот водных объектов и леса регулируется соответственно Водным кодексом, Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.97 N 383 (СЗ РФ, 1997, N 14, ст. 1636), и Лесным кодексом. Оборот лесного фонда не допускается.

Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков леса, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено Лесным кодексом (ст.

12). Запрещаются купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, за исключением обособленных водных объектов, и участков, как входящих, так и не входящих в лесной фонд.

Допускается передача участков леса в пользование на основании договоров аренды, безвозмездного пользования или концессии, а также лесорубочного билета (ордера или лесного билета), а водных объектов — на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Находящиеся на земельных участках граждан и юридических лиц древесно-кустарниковая растительность, а также небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами, могут отчуждаться ими по своему усмотрению (последние — только вместе с земельным участком) и передаваться иным способом.

Комментарий к ст. 129 ГК РФ

1.

Комментируемая статья подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности.

По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.
Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

2. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности большинство дорог, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т.п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы.

Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т.п. 3. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п.

Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям.

К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг. Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий.

Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством. 4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

5. Пункт 4, которым комментируемая статья была дополнена 1 января 2008 г., является отражением своеобразных взглядов составителей проекта части четвертой ГК на понятие интеллектуальной собственности. В соответствии с этими взглядами отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также права на их материальные носители, но не сами эти результаты и средства индивидуализации. При этом такому подходу в четвертой части ГК придается первостепенное значение.

Однако в чем состоит ценность данной сугубо умозрительной конструкции остается неясным.

С таким же успехом можно было бы вывести из гражданского оборота вещи и считать, что отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на вещи. Хотя результаты интеллектуальной деятельности по своей сути нематериальны, они, в отличие от нематериальных благ в их традиционном понимании (п.

2 ст. 2, 150 ГК), отделимы от личности своих создателей и поэтому могут быть объектами гражданского оборота. Во всяком случае, признание объектами гражданского оборота именно их гораздо больше приближено к обыденным взглядам на оборот в рассматриваемой сфере.

Комментарий к статье 129 Гражданского кодекса РФ

Статья 129.

Оборотоспособность объектов гражданских прав Комментарий к Ст.

129 ГК РФ: 1. Комментируемая статья подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е.

признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

2. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом.

К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности большинство дорог, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т.п.

Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т.п.

3. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям.

К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.п.

На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг. Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий.

Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством.

4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер.

Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством. Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в . Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами. 5. Пункт 4, которым комментируемая статья была дополнена 1 января 2008 г., является отражением своеобразных взглядов составителей проекта части четвертой ГК на понятие интеллектуальной собственности.

В соответствии с этими взглядами отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также права на их материальные носители, но не сами эти результаты и средства индивидуализации. При этом такому подходу в четвертой части ГК придается первостепенное значение.

Однако в чем состоит ценность данной сугубо умозрительной конструкции остается неясным. С таким же успехом можно было бы вывести из гражданского оборота вещи и считать, что отчуждаться или иным образом переходить от одного лица могут лишь права на вещи.

Рекомендуем прочесть:  Узнай октмо по адресу

Хотя результаты интеллектуальной деятельности по своей сути нематериальны, они, в отличие от нематериальных благ в их традиционном понимании (), отделимы от личности своих создателей и поэтому могут быть объектами гражданского оборота. Во всяком случае, признание объектами гражданского оборота именно их гораздо больше приближено к обыденным взглядам на оборот в рассматриваемой сфере.

Комментарии и консультации юристов по ст 129 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 129 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Ст. 129 Гражданского кодекса РФ

1. Оборотоспособность объектов гражданских прав означает юридическую возможность быть объектом гражданско-правовых сделок.

По общему правилу объекты гражданских прав могут быть объектами любых гражданско-правовых сделок, в частности сделок по отчуждению объектов (купля-продажа, рента, дарение и т.д.). Также указанные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, то есть в том неизменном виде (как единое целое), в каком они изначально существовали до такого перехода (наследование, реорганизация юридического лица). Также объекты гражданских прав могут отчуждать и переходить от одного субъекта к другому иными способами, например в результате переработки, находки и т.д.

2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав.

Такие ограничения могут быть различными, например: 1) установление особых видов объектов гражданских прав, которые могут принадлежать только одному лицу, в связи с чем их оборотоспособность сведена на «нет», то есть ее не существует; 2) установление отдельных видов объектов гражданских прав, совершение сделок в отношении которых допускается только по специальному разрешению.
Такие ограничения могут быть различными, например: 1) установление особых видов объектов гражданских прав, которые могут принадлежать только одному лицу, в связи с чем их оборотоспособность сведена на «нет», то есть ее не существует; 2) установление отдельных видов объектов гражданских прав, совершение сделок в отношении которых допускается только по специальному разрешению.

Специальное разрешение представляет собой документ, являющийся правовым основанием для заключения сделки в отношении объекта гражданских прав в дополнение к правовому основанию, установленному законодательством, из которого следует необходимость получения такого специального разрешения для заключения сделки. В качестве примера укажем на такие документы, как: — ФЗ от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени» (ст. 9); — ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ст.

ст. 57, 61); — ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ

«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(ст.

10); — ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 20); — ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

(ст. ст. 2, 2.2); — ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

(ст.

16); — ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (ст. 24); — ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

(ст.

ст. 19, 20); — ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ст. 9); — ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ

«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

(ст.

12); — ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ

«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»

(ст. 7); — ФЗ от 22.03.2003 N 34-ФЗ

«О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации»

.

3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, см., например: — ЗК РФ (ст.

27); — ЛК РФ (ч. 2 ст. 3); — ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ

«Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(ст. 11). Судебные органы при анализе норм законодательства, регулирующих вопросы оборота природных ресурсов, могут делать определенные выводы, касающиеся их оборотоспособности. Так, Вологодский областной суд, рассматривая дело по иску Д.Л.

к Комитету по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района о выделении в натуре и передаче в собственность земельного участка, при анализе норм гражданского и земельного законодательства сделал вывод о том, что земельные участки для строительства до вступления в силу ЗК РФ предоставлялись местными администрациями сельских советов, следовательно, они могли и изымать их у собственника, если он отказался от своей собственности (см. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 17.05.2013 N 33-2175/2013). 4. Вопросы оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации урегулированы гражданским законодательством, которым установлен общий запрет на отчуждение таких объектов, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

5. Судебная практика: — Определение КС РФ от 16.07.2009 N 686-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гайворонского Петра Дмитриевича на нарушение его конституционных прав статьей 128 и пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации»

; — Определение ВС РФ от 12.07.2016 N 18-КГ16-50 (о признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными и применении последствий недействительности сделок); — Определение ВС РФ от 05.07.2016 N 37-КГ16-8 (о разделе совместно нажитого имущества, долгов); — Определение ВС РФ от 19.05.2016 N 309-ЭС16-1899 по делу N А60-18402/2015 (о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами); — Определение ВС РФ от 15.03.2016 N 18-КГ15-241 (о прекращении права общей долевой собственности и разделе жилого дома).

Комментарий к Ст. 129 ГК РФ

1.

На основании ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В развитие данного положения в указывается на то, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

В развитие данного положения в указывается на то, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В комментируемой статье под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается возможность (допустимость, способность) их перехода от одного субъекта к другому в результате отчуждения (по договору купли-продажи, дарения, мены и пр.), или в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица), или иным способом.

Как представляется, оборот объектов гражданских прав есть частный случай перемещения материальных благ. Поэтому конституционное положение о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств распространяется и на действия, опосредующие оборот объектов гражданских прав.

Это — с одной стороны. А с другой — изъятие каких-либо объектов гражданских прав из оборота либо их ограничение в обороте может быть обусловлено спецификой соответствующих объектов (не в связи с тем, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей) (см., например, п. 4 ст. 129 ГК и комментарий к данной статье). 2. По общему правилу объекты гражданских прав полностью оборотоспособны, т.е.

могут переходить «из рук в руки» без каких-либо ограничений. Исключения из этого правила могут быть двоякого рода.

Во-первых, нахождение некоторых объектов в обороте не допускается (они изъяты из оборота).

Они не могут быть предметом договора купли-продажи, мены, аренды и пр. Во-вторых, существуют объекты, которые: а) могут принадлежать лишь определенным субъектам; б) могут переходить от одного лица к другому по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные).

Установление таких исключений из общего правила осуществляется для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. 3. Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе (абз. 1 п. 2 комментируемой статьи).

Здесь необходимо вспомнить, что в Гражданском кодексе под законами разумеются только федеральные законы ().

Законами субъектов Российской Федерации изъятие объектов из оборота недопустимо. Единого перечня объектов, изъятых из оборота, не существует.

Соответствующие запреты включаются в федеральные законы, призванные регулировать ту или иную совокупность общественных отношений. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ в установленном порядке.

——————————— Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105. Федеральным законом от 19 июля 1997 г.

N 109-ФЗ

«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

запрещен оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (ст.

3). ——————————— Собрание законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3510. Федеральным законом от 13 декабря 1996 г.

N 150-ФЗ «Об оружии» установлен запрет на оборот в качестве гражданского и служебного оружия таких объектов, как огнестрельное оружие, имитирующие его иные предметы, кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия (за исключением спортивных снарядов), патроны с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия и т.д. (ст. 6). Достаточно своеобразны правила об исключении из оборота и ограничении оборота определенных объектов, установленные Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

(ст.

2). Им предусматривается существование Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В зависимости от применяемых государством мер контроля за оборотом этих объектов данный Перечень подразделяется на IV списка.

——————————— Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219. В Список I включены наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен (гашиш (анаша, смола каннабиса), героин, кокаиновый куст, маковая соломка, морфин метилбромид и т.д.).

В Списке II перечисляются наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (кодеин, кокаин, морфин, барбамил и т.д.). Список III содержит перечень психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (бутобарбитал, ниметазепам, пемолин и т.д.).

Наконец, в Списке IV указываются прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (ацетон, эфедрин и др.).

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (объединяющий четыре названных списка), утверждается Правительством РФ .

——————————— В настоящее время действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 6 февраля 2004 г.

N 51, от 17 ноября 2004 г. N 648, от 8 июля 2006 г. N 421, от 4 июля 2007 г. N 427) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8.

Ст. 663; N 47. Ст. 466; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439. Иногда принимаются законы, имеющие единственной целью запретить оборот какого-либо объекта.

Так, Федеральным законом от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ

«О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации»

установлено следующее: «В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации запрещаются с 1 июля 2003 года». ——————————— Собрание законодательства РФ.

2003. N 12. Ст. 1058. 4. В отношении ограниченно оборотоспособных объектов соответствующие указания содержатся в федеральных законах и иных правовых актах. Так, уже упоминались наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых ограничен (Списки II — IV).

В Законе об уничтожении химического оружия установлено, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот (ст. 5). Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ

«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

(ст.

12). ——————————— Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения (Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, ст.

3). Ограниченными в обороте являются такие объекты, как иностранная валюта и валютные ценности (см. п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК и комментарий к ним).

5. Значение земли и других природных ресурсов для жизни людей, для самого существования человечества трудно переоценить.

Поэтому во все времена повышенное внимание уделялось (и уделяется сейчас) контролю за оборотом таких объектов.

В этой сфере устанавливаются различного рода запрещения и ограничения, обусловленные стремлением обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

Земельным кодексом Российской Федерации (ст.

27) определяется перечень земельных участков, изъятых из оборота. К ним, в частности, отнесены земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за некоторыми исключениями, установленными ), зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, объектами организаций федеральной службы безопасности, воинскими и гражданскими захоронениями, объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний и др.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, нужд связи, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли и т.д.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Здесь также установлены различные ограничения. Так, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст.
Так, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст.

3). Этим Законом установлена обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности (ст. 5). Законом предусматривается, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов (ст. 8). Названный Закон устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам только на торгах (конкурсах, аукционах), и указывает исключение из этого общего правила (ст.

10). ——————————— Собрание законодательства РФ.

2002. N 30. Ст. 3018. В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г.

N 2395-1 «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. ——————————— Собрание законодательства РФ.

1995. N 10. Ст. 823. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ст.

1.2). Лесным кодексом РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земельных участков иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8). ——————————— Собрание законодательства РФ.

2006. N 50. Ст. 5278. В Водном кодексе РФ указываются принципы, на которых основывается водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты.

В том числе установлены такие принципы, как приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов и др. ——————————— Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381. Федеральным законом от 24 апреля 1995 г.

N 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. При этом под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. ——————————— Собрание законодательства РФ.

1995. N 17. Ст. 1462. Конкретизируя п.

3 комментируемой статьи, этот Закон устанавливает, что к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом.

Законом предусматривается лицензирование деятельности в сфере использования объектов животного мира. При этом различаются: — долгосрочная лицензия — специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; — именная разовая лицензия — специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира; — распорядительная лицензия — специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

6. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, о которых говорится в п. 4 комментируемой статьи, являются произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и другие объекты, перечисленные в ст.

1225 ГК РФ. На результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают: — исключительное право, являющееся имущественным; — личные неимущественные права и иные права (право доступа, право следования и др.) в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 1226). Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права.

Эти права неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от них ничтожен (п. п. 1, 2 ст. 1228 ГК). Иное дело исключительные права.

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может распорядиться исключительным правом (если иное не предусмотрено ГК РФ, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) либо предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор) (ст. ст. 1229, 1233 — 1238 ГК). В случаях, предусмотренных ГК РФ, суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (ст. 1239 ГК). Переход исключительного права без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (ст.

1241 ГК). Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи (ст. 1227 ГК). Исключение составляет правило, установленное в п. 2 ст. 1291 ГК РФ, которое гласит: при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Навигация по записям © 2020—2020 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ГК РФ.

Комментарий к статье 129 ГК РФ

1.

Оборотоспособность объектов гражданских прав означает юридическую возможность быть объектом гражданско-правовых сделок.

Объекты гражданских прав могут быть объектами любых гражданско-правовых сделок, в частности сделок по отчуждению объектов (купля-продажа, рента, дарение и т.д.). Также указанные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, то есть в том неизменном виде (как единое целое), в каком они изначально существовали до такого перехода. Так, например, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела сделал вывод о том, что при преобразовании юридического лица произошло универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу перешел весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, даже если эти права и обязанности не упоминались в утвержденном при такой реорганизации передаточном акте.

Также объекты гражданских прав могут отчуждать и переходить от одного субъекта к другому иными способами, например, в результате переработки, находки и т.д.

2. Законодательством могут быть предусмотрены отдельные случаи или порядки, когда оборотоспособность объектов гражданских прав ограничивается. Такие ограничения могут быть различными, например: 1) установление особых видов объектов гражданских прав, которые могут принадлежать только одному лицу, в связи с чем их оборотоспособность сведена на «нет», то есть ее не существует; 2) установление отдельных видов объектов гражданских прав, совершение сделок в отношении которых допускается только по специальному разрешению. Специальное разрешение представляет собой документ, являющийся правовым основанием для заключения сделки в отношении объекта гражданских прав в дополнение к правовому основанию, установленному законодательством, из которого следует необходимость получения такого специального разрешения для заключения сделки.

Судебная практика в отношении таких объектов исходит из того, что в законе должны предусматриваться исходные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды: шифровальная техника, радиоактивные вещества, яды и наркотические средства и т.д. (см. постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А28-9032/2011).

Так, например, согласно п.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности такие земельные участки, как: 1) земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 настоящей статьи; 2) земельные участки из состава земель лесного фонда; 3) земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 3. Оборотоспособность земли и других природных ресурсов регулируется специальным законодательством.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На основании п.4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые, например, находящимися в федеральной собственности такими объектами, как: 1) государственные природные заповедники и национальные парки; 2) здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; 3) здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; 4) объекты организаций федеральной службы безопасности; 5) объекты организаций органов государственной охраны. Судебные органы при анализе норм законодательства, регулирующих вопросы оборота природных ресурсов, могут делать определенные выводы, касающиеся их оборотоспособности.

Так, Вологодский областной суд, рассматривая дело по иску Д.Л.

к Комитету по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района о выделении в натуре и передаче в собственность земельного участка, при анализе норм гражданского и земельного законодательства сделал вывод о том, что земельные участки для строительства до вступления в силу ЗК РФ предоставлялись местными администрациями сельских советов, следовательно, они могли и изымать их у собственника, если он отказался от своей собственности.

4. Вопросы оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации урегулированы гражданским законодательством, которым установлен общий запрет на отчуждение таких объектов за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

5. Применимое законодательство: — ЗК РФ; — ВзК РФ; — ФЗ от 13.12.96 N 150-ФЗ «Об оружии»; — ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» — Указ Президента РФ от 22.02.92 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

6. Судебная практика: — постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А06-7266/2011; — постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А28-9032/2011; — апелляционное определение Вологодского областного суда от 17.05.2013 N 33-2175/2013.

Упоминания ст. 129 ГК РФ ч.

1 в юридических консультациях

  1. 25.08.2018 другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица (общества) в соответствии с передаточным актом. В соответствии с частью 1 статьи 129 ГК РФ переход гражданских прав при реорганизации носит характер универсального правопреемства. Из смысла вышеуказанных норм права следует, что в случае реорганизации

Другой комментарий к Ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Объекты гражданских прав делятся на изъятые из оборота (например, отдельные виды вооружений), ограниченные в обороте (т.е.

те, которые могут приобретаться и продаваться по особому разрешению, например некоторые виды лекарств) и свободно обращающиеся. 2. Указание на то, что объект гражданского права изъят из оборота или ограничен в обороте, должно содержаться в соответствующей норме закона.

Так, недра являются объектом исключительной собственности государства. Согласно ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории РФ являются государственной собственностью.

В качестве примера правового акта, ограничивающего оборот вещей, можно привести Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 (Ведомости РФ. 1992. N 10.

Ст. 492), которым был утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

3. Земля с ее почвенным покровом, являясь уникальным природным ресурсом, не может не рассматриваться в качестве общественного достояния, независимо от того, кому она принадлежит. В связи с этим регулирование земельных отношений предполагает специфику, включающую определенные ограничения в ее оборотоспособности в интересах всего общества в целом. В то же время это не означает введение чрезмерных и необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте.

Основополагающим правовым актом в области земельных отношений является Земельный кодекс РФ, однако он не регулирует вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения (последние регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Следует также учитывать положения Закона о недрах. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения ограничивает предельные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности. Так, в соответствии с п. 1 ст.

4 этого Закона не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным указанной статьей. В частности, в ней предусмотрено, что минимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве. Действующее законодательство установило целый ряд ограничений на осуществление правомочия распоряжения земельными участками.

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В частности, продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении.

Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, в орган местного самоуправления. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным ст. 8 Закона. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

ЗК установлены определенные ограничения частной собственности иностранных физических и юридических лиц. Так, согласно , перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Статья 129 ГК РФ. Оборотоспособность объектов гражданских прав

1.

С точки зрения оборотоспособности все объекты гражданских прав делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности.

В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы. Под оборотом в данном случае понимается гражданский оборот (см.

коммент. к ст. 2 ГК). Оборотоспособность объектов гражданских прав не оказывает влияния на юридическую природу соответствующих гражданских прав, в том числе права собственности. Объектами права собственности может быть имущество, оборотоспособность которого ограничена или вообще запрещена законом.

2. Первую группу составляют объекты гражданских прав полностью оборотоспособные. Такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При универсальном правопреемстве имущество как единое целое, в том числе имущественные права и обязанности, переходит от одного лица к другому лицу (другим лицам), например при наследовании, реорганизации юридического лица.

Иные способы перехода объектов гражданских прав связаны с сингулярным (частичным) правопреемством (переходом не имущества в целом, а отдельных вещей, прав и обязанностей) и другими случаями, предусмотренными законом.

В комментируемой статье установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав.

Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе. 3. Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе.

Какого-либо общего закона об объектах, изъятых из оборота, не существует. В настоящее время применяется Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179

«О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»

(в ред. от 30.12.2000) . Утвержденный данным Указом перечень содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан.

——————————— Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 492; САПП РФ.

1992. N 23. Ст. 1998; СЗ РФ. 1998.

N 29. Ст. 3538; 2001. N 1 (ч.

1). Ст. 71. 4. К группе объектов ограниченной оборотоспособности относятся объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота (см., например, Закон об оружии) либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Закон о валютном регулировании). Данные объекты устанавливаются законом.

Характер и объем таких ограничений определяются в подзаконных нормативных актах.

5. В п. 3 комментируемой статьи содержится специальная норма об оборотоспособности земли и других природных ресурсов. Данная норма имеет отсылочный характер.

В соответствии с ней вопросы, связанные с объемом оборотоспособности указанных объектов, должны решаться в законах о земле и других природных ресурсах. Что же касается правового механизма, используемого при отчуждении и переходе земли и других природных ресурсов от одного лица к другому, то таковой полностью сохраняет свою гражданско-правовую природу.

В настоящее время вопросы об объеме оборотоспособности земли и ряда других природных ресурсов в значительной мере решаются земельным законодательством и законодательством о природных ресурсах (см.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+