Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Спецшкола для трудных подростков в башкирии где находится

Спецшкола для трудных подростков в башкирии где находится

Спецшкола для трудных подростков в башкирии где находится

Оптимизация в образовании: как в Башкирии душат спецшколу для трудных подростков

Фото: Вадим Брайдов В Туймазинском районе есть средняя школа закрытого типа для мальчиков. Такой же в республике больше нет.

Она носит очень страшное название – Серафимовское казенное специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением. В народе же ее просто называют спецшколой для малолетних преступников. В этом учреждении учатся те ребята, от которых принято отмахиваться со словами: «А что с них возьмешь?».

Во главе школы стоит Рашит Аднагулов – авторитет для пацанов и, как оказалось, жуткая заноза в известном месте у Министерства образования Башкирии. Их природа любит, а люди нет Директору школы постоянно грозят увольнением Серафимовская спецшкола находится в одноименном поселке.

Когда-то работа в учреждении считалась престижной, платили хорошие деньги.

Но это было когда-то. Сегодня о тех временах коллектив вспоминает с ностальгией. Говорят, было тяжело психологически, но зато не думали, на что кормить семью.

Сейчас финансирование урезается, штатные единицы сокращаются. Оптимизация идет полным ходом, но ребят уже не оставишь, куда без них? Школа является «проблемной» для Министерства образования в плане финансирования.

И более остро стоит вопрос даже на федеральном уровне о целесообразности существования школ подобного типа. Большинство чиновников воспринимают их как колонии для правонарушителей.

Но это не преступники, а дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

За три года, пока проходит реабилитация ребенка, произойдут существенные изменения: службы системы профилактики на местах могут помочь семье с оформлением документов и жильем.

Если возвращение детей домой нежелательно, есть возможность закончить 9 классов и уже продолжить обучение в среднеспециальных учреждениях, проживать подальше от травмирующей ситуации в семье. Но функции спецшколы толкуются неверно, поэтому подобные учреждения всегда на грани закрытия.

В основном в спецшколу попадают за кражи, драки, наркотики, бродяжничество.

Большая часть детей – из неблагополучных семей. Есть те, у кого родители уже давно лишены родительских прав.

Сама школа обнесена высоким забором, у ворот нас встречает «режим», везде висят камеры видеонаблюдения.

Как будто ты идешь не к детям, а на зону.

Однако по ту сторону забора это ощущение улетучивается – газончики, самодельные фигурки на клумбах. На стене здания многообещающая надпись: «Мы вместе». Внутри довольно широкие коридоры – скромно, но чисто. – Как мы лечим тут детей? Трудом и нормальным отношением. Они все хорошо поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах, их природа любит – что ни посадят, все растет.
Они все хорошо поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах, их природа любит – что ни посадят, все растет.

Но вот с учебой, как правило, проблемы. Все приходят двоечниками, многие не знают даже таблицы умножения, писать не умеют – в общеизвестном слове из трех букв делают четыре ошибки. Да и высокие заборы нужны, чтобы оградить их от влияния извне, – говорит директор спецшколы Рашит Аднагулов.

Дисциплина в школе строгая: большое внимание уделяется труду.

Ребята умеют практически все: одинаково хорошо и вяжут, и столярничают.

В школе работают несколько кружков, есть и тренажерный зал, и духовой оркестр. Интересно, что никогда не пустует библиотека, многие мальчишки постоянно ходят в обнимку с книжкой. «Вы читали “Ночевала тучка золотая”?

Я прямо оторваться не могу», – сказал мне один из воспитанников.

Господи, только не к нам Многие дети начинают учиться только здесь Руководитель образовательного учреждения уверен, что эти мальчишки никому не нужны, поэтому и отношение к ним соответствующее: – В этом году у нас очень большой выпуск. Из 25 девятиклассников у 11 человек остается срок еще по полгода-год. А дальше я их должен отправить в спецучилище, где совсем другие законы.

Я так не делаю, стараюсь отправить их по УДО (условно-досрочное освобождение), чтобы они получили аттестат. Пишу письма в комитет по делам несовершеннолетних, а они отвечают: «Господи, только не к нам».

Между прочим, сам Аднагулов имеет педагогический стаж более 20 лет. Рашит Карамутдинович не собирается сдаваться и постоянно старается улучшить условия своих подопечных.

Есть бюджет Все новшества, улучшающие жизнь мальчишек, сталкиваются с нехваткой финансирования. Раньше Серафимовская школа была бюджетным учреждением, существовала возможность зарабатывать деньги. Продавались излишки выращенного на приусадебном участке урожая, на «ура» расходились сделанные руками мальчиков предметы быта.

На вырученные деньги можно было закупать для школы необходимые инструменты, организовывать экскурсии, поездки в город, устраивать ребятам маленькие радости.

Но несколько лет назад школе присвоили статус «казенного». И теперь она не вправе заниматься коммерцией. В школе довольно скромно, но уютно – На сегодня у нас самоокупаемости нет, есть бюджет.

Количество мальчишек увеличилось вдвое, а финансирование урезано.

К сожалению экономическая и социальная ситуация в государстве такова, что число детей, оказывающихся в опасном положении, только растет, а это первая причина правонарушений. Значит, наша работа будет по-прежнему актуальной, – говорит директор. Рашит Карамутдинович говорит, что они не тюрьма, но было бы даже легче, если бы относились к УФСИН.

Рашит Карамутдинович говорит, что они не тюрьма, но было бы даже легче, если бы относились к УФСИН. В школе сократили режимную службу, всех психотерапевтов, даже медсанчасть.

Теперь в учреждении есть роскошный зубной кабинет, но нет зубного врача.

– Я работаю тут 11 лет. У нас постоянно идет оптимизация, зарплаты сокращают, убрали надбавку за вредность, за разрыв рабочего дня. Сюда пошла когда-то потому, что здесь условия хорошие, а сейчас все изменилось, – рассказывает воспитатель Гюзель Адиповна. Однако от оптимизации страдают не только учителя, но и дети.

Как рассказывает Рашит Аднагулов, по России отменили типовое положение об обеспечении детей одеждой.

Кроме того, оставили только зимний и летний вариант спецодежды и обуви. Негде взять даже носки, трусы, майки – элементарного не хватает катастрофически.

От этого страдают все спецшколы по России.

Но в отличие от нашей республики в других регионах пока решили жить по старому положению. В Башкирии же чиновники просто ждут новое. Ничего не изменится За жизнь ста детей отвечает специальный отдел в Министерстве образования Республики Башкортостан. Мы отправили запрос, чтобы узнать, почему все происходит так, как происходит.

Мы отправили запрос, чтобы узнать, почему все происходит так, как происходит. Из ответа нам стало понятно несколько вещей и прежде всего то, что ситуация в Серафимовской спецшколе пока не изменится.

Почему казенная? Так по всей стране.

Что касается проблемы финансирования, то в Минобре предложили спецшколе использовать выделяемые бюджетные деньги и гранты. И привели в пример грант в размере 1 277 840 рублей на проект «ВДВ: верную дорогу выбираем!». Однако мы все должны понимать, что в этом случае средства не могут быть потрачены на нужды школы – их можно потратить только в рамках гранта.

Школе помогают только друзья и спонсоры. Например, живой уголок обустроил благотворительный фонд «Изгелек» О нормах обеспечения было отвечено, что они предусмотрены для воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечень включает в себя сезонную верхнюю одежду, головной убор, нательное белье, повседневный и спортивный комплекты одежды и портфель.

Добавили, что проект постановления о нормах материального и денежного обеспечения подготовлен еще 31 марта 2016 года, но когда его примут – непонятно.

Фактически это означает, что пока, ребята, крутитесь как хотите. Кроме того, оптимизация расходов, по-простому сокращение, еще продолжается.

То есть бюджет учреждения будут урезать и в будущем. А может, и совсем закроют. Это уже как решат чиновники. Поэтому Рашит Карамутдинович вздыхает и говорит, что за себя он не боится, а вот детей жалко.

Не виноваты они, что система на них наплевала.О том, через что им пришлось пройти, истории детей, их судеб вы можете прочитать в нашем материале

«Они обычные дети: несколько историй из школы для малолетних преступников»

.

Все материалы автора

Общественно опасная: как живут девочки в спецучилище для трудных подростков в Башкирии

Фото: Вадим Брайдов Большинство девочек в спецучилище для трудных подростков мечтают стать танцовщицами, парикмахерами, мастерами маникюра и даже педагогами. Самая популярная будущая профессия – продавец.

За плечами каждого ребенка непростое прошлое. И как признаются педагоги, если не помочь их подопечным сейчас, дальше может быть только хуже. Корреспонденты ProUfu.ru побывали в специальном учебно-воспитательном учреждении для обучающихся с девиантным (общественно опасным поведением) закрытого типа.

Клеймо Всего в училище сейчас находятся 52 воспитанницы со всей России, из них 20 девочек признаны умственно отсталыми. Основная масса попадает сюда из-за краж и побоев, но встречаются и более тяжелые нарушения. По подсчетам педагогов, в настоящий момент здесь можно найти в общей сложности 15-20 разных статей уголовного кодекса.

«У нас тут полный набор», – заметила одна из преподавателей. По рассказам учителей, девочек стараются не отправлять в училище до последнего.

Большинство судей считает, что здесь практически то же самое, что и в колониях. Прежде чем ребенок попадает сюда, с ним проводят профилактические беседы, ставят на учет, работают с психологами.

Если после этого результатов нет, отправляют в закрытое воспитательное учреждение. У Ишимбайского спецучилища, в отличие от школы в Серафимовке, нет проблем с финансированием. Заведение находится на федеральном балансе.

Здесь другой бюджет и другие проблемы. Однако есть и общие заботы. И главный вопрос – что происходит с детьми после того, как они выходят за пределы территории.

– Сможет ли ребенок жить достойно дальше зависит от того, куда он возвращается. Мы обязаны вернуть его туда, откуда его привезли.

Если девочка из более-менее благополучной семьи, у нее больше шансов, что все будет нормально. У нас учится одна воспитанница, которая вернулась к пьющим родителям в комнату в общежитии. Там пьют, дерутся, попрекают куском хлеба.

Пока ребенок держится, и мы надеемся, что так будет и дальше. Огромный минус в том, что некоторые учреждения не хотят брать наших детей, особенно если видят запись «девиантный». Они отказываются и стараются разными путями делать так, чтобы отчислить ребенка. Например, есть девочка, которая поступила в техникум.

Например, есть девочка, которая поступила в техникум. У нее очень хороший балл в аттестате, но ее буквально выдавливают.

Как? Они ее не берут, пока мы не вышлем еще одну характеристику. А она может идти неделями, так как ребенок из другого региона.

Все это время ее не пускают на учебу, а потом отчисляют за непосещаемость.

Доказывать что-то бесполезно. И знаете, видимо, сами товарищи министры не понимают значения слова «девиантный». Они добавили в 2012 году к нашему названию приставку «общественно опасный». Сколько мы с этим боролись, сколько писали, дошли вплоть до президента РФ. Нам все-таки пошли навстречу и в выпускных документах разрешили не писать название учреждения, а использовать только печать.
Нам все-таки пошли навстречу и в выпускных документах разрешили не писать название учреждения, а использовать только печать.

Зачем тогда вообще нужны наши учреждения, если на ребенке после них будет стоять такое клеймо, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рима Степучева. По словам педагога, раньше существовало постинтернатное сопровождение, жизни детей отслеживались.

Сейчас же исчезло и само понятие, и работа. Остался только человеческий фактор и единицы специалистов, которые как-то пытаются повлиять на судьбы девчат. – Мы буквально уговариваем зачислить наших детей, хотя по закону они обязаны принимать.

Ты ее еще не знаешь, она еще не начала учиться, а уже предвзято относишься.

Как девочка должна довериться этому миру, если постоянно чувствует к себе подобное отношение, – подытоживает Рима Степучева. Волчата Воспитанницы училища – девочки от 11 до 18 лет. По закону они могут отбывать наказание только три года.

А дальше многие остаются здесь по собственному желанию.

Почти у всех никогда не было мотивации к учебе, а тут они раскрываются и становятся довольно успешными ученицами, проявляют творческий потенциал. – Попала сюда случайно, – продолжает рассказ заместитель директора. – Сначала боялась, а потом пришла и влюбилась.

Мне не было страшно, я их жалела, а потом уже поняла, что жалеть нельзя.

Им надо помогать, а не жалеть. У девочек изломанное детство. Они часто живут в ужасных условиях и впервые только у нас видят чистую постель.

Многие поступают к нам затюканные жизнью, инспекторами, семьей. Мы пытаемся вытащить их из этого состояния, воспитать настоящих девушек. Очень аккуратно занимаемся вопросом полового воспитания.

Хотя они знают многое, гораздо больше нас всех вместе взятых.

Часто собственные родители подкладывали их под мужика за бутылку. Пока мы бродили по коридору, ко мне подошла одна из девочек.

Кристине 17 лет, она из Кемеровской области. Свой разговор начала с того, что показала дневник. А потом поделилась, что очень любит писать стихи и прочитала самый любимый – про папу, с которым у нее всегда были плохие отношения.

После этого Рима Степучева рассказала, что многим детям очень помогает творчество. – Здесь есть очень тяжелая девочка – в результате ее действия погиб человек. Она вообще не поддавалась воспитанию, не реагировала на общение, а сейчас изменилась, перестала быть волчонком.

Мужчина, на которого она напала вместе с другими подростками, после происшествия был доставлен в больницу с многочисленными ожогами и вскоре скончался. Мы помогали Алёне раскрыться через занятия с поделками.

Она очень любит шить народных кукол, недавно у девочки получилась целая семья самодельных зайчат, – поделилась замдиректора. Любимое занятие детей – рисование, поделки, а еще танцы и пение. Не последнее место у девочек занимает строительная мастерская.

По словам педагога, чтобы попасть на эти занятия, воспитанницы буквально выстраиваются в очередь. – Мы стараемся привить женское начало, они и так бандитки. Многие не умеют готовить, общаться с людьми.

Рекомендуем прочесть:  Ккм для транспортных услуг

А еще их никогда в жизни никто не слушал.

Здесь у девочек появляется возможность выговориться.

Мы отвечаем им так, чтобы ребенок понял, что он очень важен. Они искалеченные жизнью существа. А в училище им дается возможность прожить ту детскую жизнь, которой никогда не было дома.

Каждый ребенок – это целый мир, и наша задача открыть его заново, не поранив и не задев юную душу, – уверен педагог. Все материалы автора

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием.

Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования.

Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом.

Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Есть ли плюсы у школы-интерната?

Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната.

Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:

  1. диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  2. беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  3. консультации родителей или опекунов;
  4. медико-психологические процедуры.
  5. психокоррекционная работа с детьми;

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз.

Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома.

Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Одиночество, режим, жестокость

Определение у термина «школа-интернат» вполне безобидное: это «образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей и формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей». А что в действительности? Многое зависит от типа интерната. Их бывает два: открытый и закрытый.

Первый похож на кадетскую школу: всю неделю дети живут при учебном заведении, а на выходные отправляются домой.

Интернаты закрытого типа имеют пропускную систему, жесткий режим, серьезные ограничения.В какое бы заведение ни попал ребенок, адаптация, как правило, проходит тяжело, даже если речь идет, например, о физико-математическом интернате. Проще тем, кто приходит в такое учреждение из детского дома, где уже имеет опыт проживания отдельно от родителей в коллективе. «Домашним» ребятам не в пример сложнее.

«Плакать в подушку» — про это знает, пожалуй, каждый, кто прошел через такую школу.

Родных рядом нет, некому пожаловаться, не с кем поделиться — только несколько учителей и преподавателей на большое количество детей.Вторая сложность – напряженный ритм и распорядок, особенно если речь идет о спецшколах для талантливых ребят. Углубленное изучение отдельных предметов подразумевает повышенную учебную нагрузку, выдержать которую могут не все. То же касается спортивных интернатов.А самая серьезная проблема интернатов, о которой написано много художественных и не очень произведений – это отношения между воспитанниками.

Один и тот же круг общения, да еще в период взросления и формирования социальных ролей в коллективах нередко приводит к тяжелым конфликтам. Детская жестокость, к сожалению, — актуальная проблема даже для элитных спецшкол.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации.

Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время.

Таким образом, проблемные дети создают новый и успешнее социализируются в обществе.

Кто учится в спецшколах

Попадают в специализированные школы-интернаты по разным причинам. В коррекционные — ребята с ограниченными возможностями здоровья, например с проблемами слуха, зрения, нарушениями речи.

В специализированных интернатах для талантливых учеников углубленные знания получают будущие математики, физики, химики.

В интернатах при крупных творческих или спортивных учебных заведениях живут и учатся в основном иногородние мальчики и девочки, которые решили (или за них решили родители) посвятить свою жизнь искусству или спорту. В школах-интернатах для трудных подростков воспитываются ребята с девиантным поведением.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В отстаивают свою независимость.

Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия.

Может появиться депрессия, тревога.Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным.

Они перечислены ниже:

  • Частые ссоры, драки, жалобы.
  • Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  • Употребление наркотических средств, алкоголя.
  • Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.
  • Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.

Наличие проблем у подростка — первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае.

Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером.

Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии.

Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам. 9 сентября, 2017 Статья закончилась.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+