Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Пример третьего закона диалектики гегеля

Пример третьего закона диалектики гегеля

Пример третьего закона диалектики гегеля

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля.


Стр 2 из 4Философия Г. Гегеля (1770 — 1831) считается кульминационным пунктом, вершиной развития немецкой философии.

В философском учении Гегеля нашли продолжение диалектические идеи И. Канта и других философов. Гегель ввел в духовную культуру Европы 19 в.

темы истории и развития, диалектики и научности, целостности и объективности. Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Диалектика признается Гегелем как универсальный метод познания, который разрабатывается как наука, как знание, пригодное для изучения и передачи другим, становится принципом системы философского знания.

Гегель отвергает кантовское противопоставление сущности и явления, и считает, что явление также объективно, как и сущность.

Познавая явления, человек познает и их сущность. Природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, как не могут быть и сведены к нему.

По мнению Гегеля, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых самодостаточна. Он считает, что ничто не существует безусловно и вполне реально кроме целого. Гегель рассматривает целое как сложную систему.

Очевидные, отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, имеют большую или меньшую степень реальности; и реальность состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении.

Процесс развития мира подчинен законам разума, он разумен.

Гегель признает тождественность мысли и бытия. Он утверждает, что все действительное разумно и все разумное действительно.

Но все существующее разумно только в определенном смысле: разумно, когда выражает какую-то необходимость, закономерность. Как только исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому.

Гегель утверждает тождество бытия и мышления как изначальную единую первооснову мира. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам.

Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития бытия и мышления. Высшая ступень развития, по Гегелю, — это «Абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории.

Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Свою систему логики Гегель создал на основе знаний и размышлений о природе и общественном развитии.

Он опирался на огромный естественнонаучный и исторический материал, которым располагал как энциклопедически образованный мыслитель. В основе всего сущего, по Гегелю, лежат законы мышления — законы логики. Но логики особого рода — диалектической логики.

Гегель считает, что законы диалектической логики — это мысли Бога до сотворения им мира, т.е. это замысел Божий. «Мысли Бога» — это наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Диалектическая логика есть

«изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»

. Логика для Гегеля — это система «чистого разума», совпадающая с божественным разумом. Процесс мышления — это необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики.

Логика представляет собой закономерное движение понятий и категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

Началом развития понятий служит категория чистого бытия.

Бытие, по Гегелю, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Возникнуть из небытия, из ничто[8]. Если исходить из естественнонаучных, детерминистских предпосылок, то из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но Гегель говорит не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.
Но Гегель говорит не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую.

В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Становление — это дилектический процесс возникновения, который представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее нет вообще.

В этом смысле становление можно считать единством бытия и небытия.

«Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат»

. Процесс исчезновения, уничтожения обозначается Гегелем понятием «снятие». Оно означает одновременно и отмену, прекращение чего-то и сохранение, сбережение.

В понятии «снятие» фиксируется тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, оно всегда служит материалом, исходной ступенью для появления нового.

Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Г. Гегель сделал вывод о том, что каждое понятие, каждая категория, по сути своей антиномична.

Каждое понятие, обладая вполне определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно разрешить выявленные противоречия посредством перехода к новому понятию.

Этот переход — процесс развития понятия.

Противоречие при этом становится движущей силой развития.

В развитии понятия Гегель выделяет три фазы: тезис, антитезис, синтез.

Законы диалектики Г. Гегеля Гегель пришел к выводу о том, что бытие развивается по законам диалектической логики.

Он вывел три таких закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

Единство и борьба противоположностей – внутренний источник движения и развития всего сущего. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество может меняться бесконечно.

Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Примером действия закона является переход воды из одного состояния в другое при нагревании или охлаждении.

Закон отрицания отрицанияРазвитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, отражающее единство его сторон.

Эти различные стороны явления в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве.

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые.

Однако, их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» [9]. Примерами действия этого закона служат: эволюция рода (дети в чем-то повторяют своих родителей); ежедневное отмирание кровяных клеток и возникновение новых (также клеток кожи, эпителия, костной ткани и т.д.).

Диалектические законы не существуют друг без друга.

Они действуют в неразрывном единстве, реализуясь как компоненты единого общего процесса развития и характеризуя его с разных сторон.2 

Диалектика Гегеля

Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются. 3. Законы диалектики Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей конечной точки.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека.

Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением Диалектика — есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности; при каких условиях они бывают, тождественны, превращаясь, друг в друга. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: 1.

Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания. Эти законы не существуют, оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития.

Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод.

Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» (Гегель Г.

В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. М., 1959. С. 2). Законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон.

Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект.

В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа.

На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

А) Единство и борьба противоположностей Испокон веков внимание разума привлекал вопрос: как противоречивость характеризует диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия?

Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно идентичных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Абсолютно идентичных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула «единство и борьбы противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, развития. Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни являются тождественными с собой и отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь. Их общие итоги выступают в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Используя закон единства и борьбы противоположностей, любой объект можно расценивать как соединение двух гипотетических начал — мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения — анатомической, психологической, философской — есть подвижный результат двух начал.

Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.

Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов. Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих, взаимно друг друга обусловливающих (взаимодействующих) противоположностей.

Единство тождества и различия — такова диалектическая форма противоречия.

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия.

Гегель говорил, что противоположности «имеют против себя» не просто иное, а «свое иное».

Диалектика противоречия отражает двойственные отношения внутри целого: · единство противоположностей; · борьбу противоположностей. Б) Отрицание отрицания В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: · деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего; · кумуляции (накопления, суммирования); · конструкции (формирования, создания нового). Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступательность.

В) Переход количества в качество Закон количественных и качественных изменений имеет следующие категории. 1. Качество — это совокупность свойств, которые указывают на то, что представляет собой вещь, чем она является; такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество — это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры. Характеристика по степени развития или интенсивности присущих вещам свойств, выражаемая в величинах и числах. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.

Заключение Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного назначения, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал 3 основных закона. Помимо этого, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли. За Гегелем должна быть признана огромная заслуга решительного установления в науке и общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития и истории, как последовательного осуществления идеального содержания.

В действительности все находится в процессе: не существует никаких безусловных границ между различными сферами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем; рассудочная мысль создала повсюду пределы и рамки, несуществующие в действительности, — “абсолютная” философия разрушила этот фиктивный мир и с этой стороны, несомненно, достигла примирения и отожествления между знанием и действительностью.

От этого разрушения твердых и неподвижных понятий и определений сильно пострадали предвзятые мнения и закоснелая умственная привычка находить везде готовые и неизменные предметы; но зато выиграла истина; наука приобрела во всех сферах генетическую и сравнительную методы, общее миросозерцание расширилось и одухотворилось, а под незаметным влиянием этого теоретического прогресса увеличилась свобода и взаимное проникновение жизненных отношений. Характерное для гегельянства требование от идеи, чтобы она оправдывала свою истинность осуществлением в действительности, и, с другой стороны, требование от действительности, чтобы она была осмысленной, т.

е. проникнутой идеальным содержанием — это двойное требование могло, конечно, оказывать лишь самое благотворное нравственное влияние на подчинявшееся ему сознание. Список литературы

  • Гегель. Наука логики. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3.
  • Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 221с.
  • Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993. – 337с.
  • Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367с.
  • Гегель. Сочинения. – М., 1959. – Т. 4.

Диалектика Гегеля.

Основные законы и категории диалектики Гегеля.

Стр 9 из 11Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода.В котором он впервые представилвсебытие (материальный, исторический и духовный мир) в виде бесконечного, постоянного процесса изменения иразвития, При этом, развитие: а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу; б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные; в) выделил главный источник развития — противоречия (в первую очередь -внутренние,т.е. лежащие в самом предмете, явлении). Например: проблемы России, семья.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: Три закона диалектики: 1) Закона количественно-качественных изменений:Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству.

Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество — это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее.

Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае. 2) Другой закон — взаимопроникновение противоположностей- позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

3) Закон отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью.

Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого. Различают: 1. метафизическое(т.е. полное) отрицание. Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала; 2.

Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена людей в коллективе. Гегель ввел диалектику в процесс познания.

Для него истина — это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную.

Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Так же Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики.

Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера — это качественное количество или количественное качество», «действительность — единство сущности и существования», «случайность — то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.

Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера — это качественное количество или количественное качество», «действительность — единство сущности и существования», «случайность — то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга.

Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий — это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики!

Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.5 3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

Наиболее авторитетной, аргументированной и разделяемой большинством ученых-обществоведов концепцией по философии истории является концепция, согласно которой история человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это так называемый монистический взгляд на историю. Представителем такого взгляда был и Гегель.

Очень плодотворной и богатой глубокими мыслями оказалась его «Философия духа», или учение об обществе, изложенное не только в названном произведении, но и в«Философии права»(1821), а также в изданных после смерти Гегеля лекциях по философии истории, эстетике, философии религии. У современников Гегеля наибольшей популярностью пользовалась его философия истории, в которой он обосновал с позиций объективного идеализма принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как о закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества.

Поскольку история человечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также есть определенный порядок, последовательность, закономерность, т.е. «разум». Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободу и он (разум) является субъектом, носителем свободы во всемирной истории.

«В ходе развития духа (а дух и есть то, что не только витает над историей, как над водами, но действует в ней, составляет ее единственный двигатель) свобода, т.е. развитие, … является определяющим началом».6 Свобода составила главный предмет в «Философии духа», в «Философии права», в «Философии истории» и других работах Гегеля.

Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: · восточный мир (Китай, Индия, Египет); · греческий мир; · римский мир; · германский мир. Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена.

Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека.

Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеет свою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию 1789 года.

Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем для мирового духа.

Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории.

Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц.

Эта мысль для начала XIXвека, конечно, не так уж и нова.

Еще А. Смит, к примеру, вXVIIIвеке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего. Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума», скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития. Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих.

Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан.

«Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания.

Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными.

Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане… Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель.

Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов».7 Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее.

Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство.Отношение немецкого мыслителя к государству характеризуется особым пиететом. Достаточно сказать, что народы, которые по каким-то причинам государства не образовали, у Гегеля не могут претендовать на вхождение во всемирную историю, они – неисторичны (мировой дух о них, наверное, забыл).

«Государство, — объявляет Гегель, — это – шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю»

.8Таким образом, всемирная история по Гегелю – это шествие мирового духа, результат его деятельности.

История человечества – это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух.

Мировая история есть не что иное, как воплощение этой цели, ради достижения которой в течение многих веков приносились неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений. Философия Аристотеля 1. Аристотель(384 — 322, гг.

до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа: • 367 — 347 гг. до н. э. (20 лет) — работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); • 347 — 335 гг.

до н. э. (12 лет) — жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского; • 335 — 322 гг. — основал собственную философскую школу — Ли­кей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «Ис­тория животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская политая», «Поэтика». 2. Философию Аристотель делил на три вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название «первичная философия»); • практическую — о деятельности человека, устройстве госу­дарства; • поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики — протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: • не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; • существуют только единичные и конкретно определенные веши; • данные веши называются индивидуумы (в переводе — «неде­лимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не «идея дома», и т. д.; • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной. 4. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их матери­альное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие,то есть черезкатегории(в переводе с древнегреческого — высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий,которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются: • сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение;• место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание.
Данными категориями являются: • сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение;• место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие— это сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность.

Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

5.Важное место в философии Аристотеля занимаютпроблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя— это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т.

д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что: • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой; • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. 6.Носителем сознания, поАристотелю, являетсядуша. Философ выделяет три уровня души: • растительная душа; • животная душа; • разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения.

Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления.

Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек: • по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных; • отличается от животных наличием мышления и разума; • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Именно последнее качество — потребность жить в коллекти­ве — приводит к возникновению общества — большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство. 7. Аристотель выделяет шесть типов государства: • монархия; • тирания; • аристократия; • крайняя олигархия; • охлократия (власть толпы, крайняя демократия); • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хоро­шие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). 8. Историческое значение философии Аристотеляв том, что он: • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • выделил 10 философских категорий; • дал определение бытия через категории; • определил сущность материи; • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии; • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

Философия Эпикура 1.Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе («физика»); • учение о познании («каноника»); • учение о человеке и его поведении («эстетика»). 2.Основными положениямиучения Эпикура о природе и кос­мосеявляются следующие: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не ста­новится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселен­ной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (за­кон сохранения материи); • вселенная вечна и бесконечна; • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; • атомы и пустота вечны; • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с от­клонениями, сталкиваются друг с другом); • «мира чистых идей» не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной. 3.»Каноника» (учение о познании)опирается на следующие ос­новные идеи: • окружающий мир познаваем; • основным видом познания является чувственное познание; • невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное позна­ние и ощущение; • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъ­ектом (человеком) истечений (образов) предметов окружаю­щей жизни.

4. «Эстетику» Эпикура (учение о человеке и его поведении)можно свести к таким основным положениям: • своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям); • человек есть результат биологической эволюции; • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; • душа является особым видом материи; • душа человека смертна, как и тело; • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; • счастье человека состоит в удовольствии; • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия); • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.9 Рекомендуемые страницы: Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 6827; lektsia.com 2007 — 2020 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.) |

Примеры трёх законов диалектики???

Диалектика — развитие всего сущего.1.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.Примеры:а) смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу) ;б) «эстафета поколений»;в) смена вкусов в культуре, музыке;г) эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени) ;д) ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.2.закон перехода количественных изменений в качественные.Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.

д.) .Мера — единство количества и качества.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.Пример:Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее) .

При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей) . Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком.

То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.3.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.) .Примеры:а) антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.б) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении) ;в) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении

Философия доступным языком: Философия Гегеля.

(Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831).

Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком.

Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление — то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте:Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны. У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию».
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения.

Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира.

Ключевая задача у абсолютной идеи — это, ни что иное, как самопознание. Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция.

Природа сама по себе не содержит активных действий.

Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)Развитие, эволюция абсолютной идеи:Метод восхождения от абстрактного, к конкретному.

Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления.

Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический .Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ Существует три закона диалектики Гегеля:1.

Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени. Качество — эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием.

Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является. Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений.

Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое. Пример: Температура кипения воды составляет 100 градусов.

Допустим изначально, мы имеем воду комнатной температуры 20 – 30 градусов, это и будет количество, (количественный показатель) Если мы начнём нагревать воду, её количественные показатели будут увеличиваться. Временной интервал, в котором вода будет сохранять свое жидкое состояние это и есть мера.

Пока вода будет сохранять свою жидкую форму, мера, будет не нарушена.

Как только произойдёт переход, и температура воды достигнет 100 градусов, то есть, вода из жидкого состояния, перейдет в парообразное, она резко поменяет своё качество, тем самым изменив показатель меры. Мы сможем наблюдать скачок, переход количественного в качественное. 2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.

Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А».

В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А».

Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания.

2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму.

Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.Пример: Во многих учебниках по философии, закон двойного отрицания предлагают рассмотреть на примере колоса пшеницы.

Колос появляется, только благодаря тому, что погибает зерно пшеницы, то есть по закону диалектики, колос отрицает зерно.

Но проходит время, и в колоске появляются новые зёрна пшеницы, а колос погибает.

Из этого следует, что отрицание зерна, стало причиной появления колоса, а отрицание колоса послужило появлению новых зёрен.3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это — понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.

Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни.

Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.Различия – категория неравенства самому себе, А?

А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира. Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.

Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития. Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля) (источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)

Диалектика Гегеля – кратко

План семінарського заняття № 6.

НІМЕЦЬКА КЛАСИЧНА ФІЛОСОФІЯ. МАРКСИЗМ 1. Характеристика причин бурхливого розвитку культури і філософії у Німеччині кінця 18-початку 19 ст.

2. Філософія Канта. 3. Діалектика Гегеля.

4. Антропологічний матеріалізм Фейєрбаха. 5. Матеріалістичне розуміння історії. 6. Економічне вчення Маркса.2) В конце XVIII в.

в Германии возникает философское движение, в котором в своеобразной форме нашли своё отражение значительные социальные преобразования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789 года, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физике, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешительность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения.

В истории немецкой философии начался её классический период.

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804).Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции.

Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать?

Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов.

Теория познания. Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями.

Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека.

Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, — это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений.

Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему.

Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания.

Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений.

Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И.

Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта.

Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе».

Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком.

Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е.

всеобщности и обязательности требований.

Одно из положений (максима) категорического императива гласила:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

.

Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля.

И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, — это религия.

Эстетика. Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте.3)В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу.

Согласно Гегелю,

«только в понятии истина обладает стихией своего существования»

, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога.

Но и сам Бог мыслится Гегелем при этом пантеистически — не как личный Бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости.

Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следственных связей, как она имеет место в природе и изучается естествознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» все противоположности. Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса.

Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий.

Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни.

Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т.

е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое.

Их противоречивость побеждена.

Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т.

д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине.

По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода.

Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части.

И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

Гегель говорил, что наш мир находится в постоянном процессе становления и обновления (если что-то уничтожается, то что-то новое возникает, развитие идет по спирали и все возвращается, но движется вперед по спирали.

Он сформулировал 3 закона диалектики: 1.

Закон единства и борьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития).

2. Закон преобразования количественных отношений в качественные (из-за неразрушения меры при изменении количественных отношений и при достижении определенной стадии происходит качественное изменение).

3. Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия). Иллюстрацией закона отрицания отрицания является спираль. Первоосновой всего сущего, считал Гегель, является абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), творческое духовное начало, которое проявляет себя в сознании, природе, истории.

Своей конечной целью абсолютная идея имеет познание самое себя и, как следствие, восстановление своей целостности, нарушенной своим же развитием. Целью существования человека есть познание абсолютной идеи.

Система Гегеля видится консервативной, поскольку абсолютная идея неизбежно возвращается к себе самой. С другой стороны, диалектика – это учение о процессе развития мира, поэтому Абсолютная идея также должна развиваться.

Противоречия между философией Гегеля с логикой и диалектическим миром заключается в том, что система является консервативной и замкнутой, а мир диалектичным, т.е. предполагается, что развитие этой системы есть бесконечность. Марксисты говорили: “Философия Гегеля стоит на голове”.

Философская система Гегеля Гегель подверг пересмотру принципы логики, идущие от Аристотеля. Он является автором самого смелого за всю историю философии принципа:

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения»

.

Значение философии Гегеля заключается в том, что в ней изложено в систематической форме диалектическое миропонимание и соответствующий данному миропониманию диалектический метод исследования. В частности же Гегель прилагал все свои усилия на исследование и всестороннее обоснование важнейших принципов диалектического способа мышления, которое является в корне противоположным метафизике. Подвергнув основательной и глубокой критике метафизический метод, он сформулировал по-новому законы и категории диалектики.

Гегелевская деперсонификация мышления, сознания, творчества, «освободила» их от реального носителя – рода человеческого. Он не отрицает мышление людей, но отводит им лишь ретроспективную возможность – познать уже содеянное, узнать пройденное.

Тождество мышления и бытия служит обоснованием единства законов мышления и внешнего мира (против агностицизма Канта).Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – один из выдающихся немецких философов. Родился Гегель в семье важного чиновника.

В 1788-1793 гг. он проходил обучение в Тюбингенском теологическом институте, при котором прослушал теологический и философский курсы.

Революционные события во Франции им были встречены восторженно.

В этот период Гегель выступал противником феодальных порядков и законов в Германии, был сторонником республики.

В период 1808-1816 гг. в Нюрнберге являлся директором гимназии.

После падения Наполеона взгляды Гегеля эволюционируют, он утверждает, что прусское государство построено на разумных и рациональных началах.

В 1818 году он был приглашен в Берлинский университет для чтения лекций, где продолжал работать до конца жизни.

Свои ранние произведения Гегель посвящает исследованию христианства, античных религий. Его перу принадлежат труды «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса».

Первым выдающимся произведением является «Феноменология духа», которое было опубликовано в Йене в 1807 г. Свое самое значительное произведение «Науку логики»(1812-1816) он создал, будучи директором гимназии.4)

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам.

И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие.

Если есть черное, то есть и белое.

Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия.

Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е.

некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери.

Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество.

Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость.

Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская.

Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига.

В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+