Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Медицинское право - Порядок проведения экспертизы качества и безопасности медицинской помощи

Порядок проведения экспертизы качества и безопасности медицинской помощи

Порядок проведения экспертизы качества и безопасности медицинской помощи

Оглавление:

V. Экспертиза качества медицинской помощи


28. В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.29.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, стандартам медицинской помощи.30.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 203н

«Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2017 г., регистрационный N 46740).31. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи (пункт 104 настоящего Порядка), по поручению Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориального фонда или страховой медицинской организации .——————————— В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

.32.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится несколькими экспертами качества медицинской помощи разных специальностей, в случаях, предусмотренных пунктами 35 и 46 настоящего Порядка (далее в целях настоящего Порядка — мультидисциплинарная экспертиза качества медицинской помощи).33. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в виде:1) целевой экспертизы качества медицинской помощи;2) плановой экспертизы качества медицинской помощи.34.

Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится во всех случаях:1) получения жалобы от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;2) летальных исходов;3) внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;4) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;5) повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение тридцати дней — при оказании медицинской помощи амбулаторно, стационарно; в течение двадцати четырех часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи;6) отобранных по результатам целевой медико-экономической экспертизы;7) выявления по результатам целевой и тематической медико-экономической экспертизы нарушений при оказании медицинской помощи по профилю «онкология».35. Мультидисциплинарная целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится во всех случаях:1) получения жалобы от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи, оказанной специалистами разных профилей и/или на разных уровнях оказания медицинской помощи;2) летальных исходов при:остром коронарном синдроме (код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (далее — МКБ10) — I 20.0; I 21 — I 24);остром нарушении мозгового кровообращения (код МКБ10 — I 60 — I 63; G 45 — G 46);внебольничных и госпитальных пневмониях (код МКБ10 — J 12 — J 18);злокачественных новообразованиях молочной железы у женщин (код МКБ 10 — C 50);злокачественные новообразования предстательной железы у мужчин (код МКБ10 — C61);3) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей.По случаю летального исхода застрахованного лица вне медицинской организации, по которому в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее — амбулаторная медицинская карта) , на имя умершего застрахованного лица, представленной медицинской организацией специалисту-эксперту в соответствии с пунктом 104 настоящего Порядка, отсутствует протокол патологоанатомического вскрытия трупа умершего застрахованного лица, мультидисциплинарная экспертиза качества медицинской помощи не проводится.——————————— Форма N 025/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н

«Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., N 36160), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 9 января 2018 г.

N 2н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2018 г., N 50614).36.

Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в течение месяца с рабочего дня, следующего за днем оформления акта медико-экономического контроля (приложение 1 к настоящему Порядку), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, и случаев, указанных в подпунктах 1, 4, 6 и 7 пункта 36 34 и пункте 37 настоящего Порядка.Сроки проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи исчисляются в случаях, предусмотренных:1) подпунктом 2 пункта 34 настоящего Порядка, со дня получения в период проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи результатов патологоанатомического вскрытия (при его проведении);2) подпунктом 3 пункта 34 настоящего Порядка, со дня получения в период проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи санитарно-эпидемиологических заключений органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор при внутрибольничном инфицировании (при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы).Сроки проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи в случаях, предусмотренных:1) подпунктом 1 пункта 34 настоящего Порядка, исчисляются со дня регистрации обращения застрахованного лица и могут быть продлены на срок не более 30 календарных дней;2) подпунктами 6 и 7 пункта 34 настоящего Порядка, не превышают шести месяцев с рабочего дня, следующего за днем оформления акта медико-экономической экспертизы (приложения 2 к настоящему Порядку).При выявлении страховой медицинской организацией (по результатам рассмотрения жалобы, при организации экспертизы качества медицинской помощи, по поступившей информации от органов прокурорского надзора, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, иных государственных органов и организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) случаев летальных исходов, внутрибольничного инфицирования и осложнений заболеваний, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится независимо от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи.37. Сроки проведения целевой мультидисциплинарной экспертизы качества медицинской помощи составляют не более сорока пяти рабочих дней:1) в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 35 настоящего Порядка, с даты регистрации поступления жалобы от застрахованного лица не зависят от времени, прошедшего с момента оказания застрахованному лицу медицинской помощи;2) в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 35 настоящего Порядка, с даты:подписания акта медико-экономического контроля (приложение 1 к настоящему Порядку), содержащего сведения о случае оказания медицинской помощи с летальным исходом;получения страховыми медицинскими организациями информации о посмертном заключительном рубрифицированном диагнозе умершего застрахованного лица;поступления из территориального фонда информации о смерти застрахованного лица вне медицинской организации;3) в случаях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 35 настоящего Порядка, с даты поступления в страховые медицинские организации информации о случаях первичного выхода на инвалидность.38. Мероприятия по организации экспертизы качества медицинской помощи, включая запрос материалов, необходимых для ее проведения, и их анализ, отбор эксперта качества медицинской помощи, осуществляются в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам.39.

Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, распределенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям и стандартам медицинской помощи, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с целью оценки полноты выполнения медицинскими организациями рекомендаций медицинских работников национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении телемедицинских консультаций/консилиумов.40. Объем ежемесячных экспертиз качества медицинской помощи составляет от числа принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи не менее:1) при оказании медицинской помощи вне медицинской организации — 1,5%;2) при оказании медицинской помощи амбулаторно — 0,5%;3) при оказании медицинской помощи стационарно — 5%;4) при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара — 3%.41.

При оказании медицинской помощи по рекомендациям медицинских работников национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении телемедицинских консультаций/консилиумов экспертиза качества медицинской помощи проводится ежемесячно в объеме не менее семидесяти процентов от числа принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи с применением указанных в настоящем пункте телемедицинских консультаций/консилиумов.42.

При оказании медицинской помощи по рекомендациям медицинских работников национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении телемедицинских консультаций/консилиумов экспертиза качества медицинской помощи проводится ежемесячно в объеме не менее семидесяти процентов от числа принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи с применением указанных в настоящем пункте телемедицинских консультаций/консилиумов.42.

Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится по принятым к оплате страховым случаям, отобранным:1) методом случайной выборки;2) по тематически однородной совокупности случаев (далее — тематическая экспертиза качества медицинской помощи).43. Плановая экспертиза качества медицинской помощи методом случайной выборки проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений при оказании медицинской помощи при наступлении страхового случая в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в сроки, установленные указанными программами, в том числе приведших к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, создавших риск прогрессирования имеющегося заболевания, создавших риск возникновения нового заболевания, приведших к инвалидизации, к летальному исходу, а также к неэффективному использованию ресурсов медицинской организации, неудовлетворенности медицинской помощью застрахованных лиц.44. Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится в отношении определенной совокупности принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию одного вида или в одних условиях.45.

Выбор тематики для проведения тематической экспертизы качества медицинской помощи осуществляется на основании показателей деятельности медицинских организаций, их структурных подразделений, с учетом предложений страховых медицинских организаций:1) больничной летальности, частоты послеоперационных осложнений, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей, частоты повторных госпитализаций, средней продолжительности лечения, укороченных или удлиненных сроков лечения, стоимости медицинских услуг;2) результатов внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;3) результатов проведенной медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, свидетельствующих о типичных нарушениях при оказании медицинской помощи, тенденциях их нарастания;4) выявления случаев не включения или несвоевременного включения в группу диспансерного наблюдения застрахованных лиц, которым по результатам проведения профилактических мероприятий или оказания иной медицинской помощи впервые установлены диагнозы, при которых предусмотрено диспансерное наблюдение, а также несоблюдения установленной периодичности осмотров граждан, включенных в группы диспансерного наблюдения, в соответствии с порядком и периодичностью проведения диспансерного наблюдения и перечнем включаемых в них исследований.46.

Мультидисциплинарная тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях:1) оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности населения на территории субъекта Российской Федерации (по поручению территориального фонда );——————————— В соответствии с частью 7 статьи 40 Федерального закона

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

.2) оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности населения в Российской Федерации (по поручению Федерального фонда обязательного медицинского страхования);3) отобранных страховой медицинской организацией по результатам медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, если указанные результаты не позволяют сделать заключение о соответствии оказанной застрахованным лицам медицинской помощи порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, стандартам медицинской помощи, в том при переводе пациента в другие отделения стационара, включая отделение реанимации и интенсивной терапии, в период одной госпитализации в одной медицинской организации;4) необходимости проверки полноты устранения ранее выявленных нарушений при оказании медицинской помощи спустя шесть месяцев со дня окончания предыдущей мультидисциплинарной плановой экспертизы качества медицинской помощи.47. Сроки проведения и объемы плановых экспертиз качества медицинской помощи устанавливаются планами проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций по согласованию с территориальным фондом.Плановая экспертиза качества медицинской помощи в случаях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 45 настоящего Порядка, проводится не реже одного раза в шесть месяцев.48. Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, не реже одного раза в течение календарного года.49.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится в период оказания застрахованному лицу медицинской помощи (далее — очная экспертиза качества медицинской помощи), в том числе по обращению застрахованного лица или его представителя, включающая обход подразделений медицинской организации с целью контроля условий оказания медицинской помощи, подготовки материалов для экспертного заключения, а также информирование застрахованного лица о степени соответствия оказываемой медицинской помощи порядкам оказания медицинской помощи и клиническим рекомендациям, договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также о правах застрахованного лица в сфере обязательного медицинского страхования, проводится экспертом качества медицинской помощи с обязательным уведомлением руководителя медицинской организации в письменной форме о дате проведения обхода подразделений медицинской организации.50. По итогам экспертизы качества медицинской помощи составляется акт экспертизы качества медицинской помощи в двух экземплярах, один из которых передается в медицинскую организацию, другой — остается в страховой медицинской организации/территориальном фонде.В случае выявления нарушений при оказании медицинской помощи (в соответствии с приложением 8 к настоящему Порядку) составляется акт экспертизы качества медицинской помощи по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку .——————————— В соответствии с частью 9 статьи 40 Федерального закона

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

.При выявлении случаев невыполнения (неполного выполнения) медицинской организацией рекомендаций медицинских работников национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении указанными центрами консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий, при отсутствии в медицинской документации обоснования неприменения указанных рекомендаций (при наличии медицинских показаний) акт экспертизы качества медицинской помощи, оформленный по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, дополнительно направляется в Министерство здравоохранения Российской Федерации для принятия мер по достижению цели федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» национального проекта «Здравоохранение», в течение суток со дня оформления указанного акта.Экспертом качества медицинской помощи, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется приложение к акту экспертизы качества медицинской помощи (приложение 3 к настоящему Порядку), содержащее описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи, на основании которого составляется акт экспертизы качества медицинской помощи.В случае отсутствия нарушений при оказании медицинской помощи (в соответствии с приложением 8 к настоящему Порядку) составляется акт экспертизы качества медицинской помощи по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.По итогам мультидисциплинарной экспертизы качества медицинской помощи составляется акт экспертизы качества медицинской помощи по форме, согласно приложению 3 к настоящему Порядку.51.

В соответствии с частями 9 и 10 статьи 40 Федерального закона

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

результаты экспертизы качества медицинской помощи, оформленные актом экспертизы качества медицинской помощи, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку).52. Страховые медицинские организации на основании актов экспертизы качества медицинской помощи готовят и направляют в территориальный фонд предложения по улучшению доступности и качества медицинской помощи с приложением планов мероприятий по устранению нарушений при оказании медицинской помощи, выявленных по результатам экспертизы качества медицинской помощи, представленных медицинскими организациями.

Приложение. Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

Приложениек приказуМинистерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 16 мая 2017 года N 226н1.

Настоящий Порядок регулирует вопросы осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — экспертиза качества медицинской помощи).2. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата

._______________ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165).3.

Экспертиза качества медицинской помощи основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, ответственности экспертов за проведение и результаты экспертизы.4.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится при осуществлении:1) государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — государственный контроль);2) ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — ведомственный контроль).5.

При осуществлении государственного контроля экспертиза качества медицинской помощи осуществляется при проведении:1) проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;2) проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи._______________ и , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6501; 2016, N 38, ст.5567).6. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления государственного контроля проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со ._______________ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст.4142). Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2014, N 26, ст.3366.7.

Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления ведомственного контроля проводится привлеченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведомственный контроль, учеными и специалистами (далее — специалисты)._______________ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2013 г., регистрационный N 28631).8.

В случае если эксперту, специалисту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы качества медицинской помощи либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, эксперт, специалист сообщает об указанном обстоятельстве в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) или федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий ведомственный контроль.9. Эксперты, специалисты при проведении экспертизы качества медицинской помощи обязаны:1) самостоятельно провести полное исследование представленных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) или федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющим ведомственный контроль, материалов, дать обоснованное и объективное заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи;2) точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;3) не разглашать сведения, которые стали известны в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;4) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.10.

Срок проведения экспертизы качества медицинской помощи не может превышать срока осуществления государственного и ведомственного контролей, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.11. При проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт, специалист путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с :_______________ Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165.1) выявляет нарушения при оказании медицинской помощи;2) оценивает своевременность оказания медицинской помощи;3) оценивает правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;4) оценивает степень достижения запланированного результата.12.

В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, эксперт, специалист определяет их негативные последствия и лиц, допустивших данные нарушения.13.

По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт, специалист определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.14.

По результатам экспертизы качества медицинской помощи экспертом, специалистом, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется экспертное заключение.15.

В экспертном заключении указываются:1) дата, время и место оформления экспертного заключения;2) наименование проверяющей организации, органа;3) основание проведения экспертизы качества медицинской помощи;4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности эксперта, специалиста или экспертов, специалистов, проводивших экспертизу качества медицинской помощи;5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавшего при проведении экспертизы качества медицинской помощи;6) дата, время, продолжительность и место проведения экспертизы качества медицинской помощи;7) сведения о результатах экспертизы качества медицинской помощи, в том числе о выявленных нарушениях, об их негативных последствиях и о лицах, допустивших указанные нарушения;8) степень достижения запланированного результата с указанием наиболее значимых нарушений, повлиявших на исход заболевания;9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с экспертным заключением руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении экспертизы качества медицинской помощи, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.Экспертное заключение подписывается экспертом, специалистом или экспертами, специалистами, проводившими экспертизу качества.16.
В экспертном заключении указываются:1) дата, время и место оформления экспертного заключения;2) наименование проверяющей организации, органа;3) основание проведения экспертизы качества медицинской помощи;4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности эксперта, специалиста или экспертов, специалистов, проводивших экспертизу качества медицинской помощи;5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавшего при проведении экспертизы качества медицинской помощи;6) дата, время, продолжительность и место проведения экспертизы качества медицинской помощи;7) сведения о результатах экспертизы качества медицинской помощи, в том числе о выявленных нарушениях, об их негативных последствиях и о лицах, допустивших указанные нарушения;8) степень достижения запланированного результата с указанием наиболее значимых нарушений, повлиявших на исход заболевания;9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с экспертным заключением руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении экспертизы качества медицинской помощи, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.Экспертное заключение подписывается экспертом, специалистом или экспертами, специалистами, проводившими экспертизу качества.16.

Экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:Официальный интернет-порталправовой информацииwww.pravo.gov.ru, 01.06.2017,N 0001201706010038

Ответственность за неисполнение Требований

Следует отметить, что рассматриваемые Требования не содержат в себе даже отсылочной нормы общего характера, которая устанавливала бы ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) положений данного документа.

Однако медицинским организациям важно помнить, что наличие внутреннего контроля качества является одним из ключевых лицензионных требований для соискателей лицензии, а соблюдение порядка проведения такого контроля – для лицензиатов.

Такие требования установлены подп. «и» п. 4; подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности …., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее по тексту – Положение).

В силу п. 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и подп.

«б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.

11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, а также нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

Таким образом, в случае несоблюдения установленных Приказом № 381н требований к порядку осуществления внутреннего контроля, медицинская организация и её руководитель (либо уполномоченное им должностное лицо) могут быть привлечены к административной ответственности в следующем порядке:

  • если деяние будет признано грубым нарушением лицензионных требований – по ч. 4 ст. 14.1 либо по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (в зависимости от вида медицинской организации);
  • если деяние не будет признано грубым нарушением лицензионных требований – по ч. 3 ст. 14.1 либо по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (в зависимости от вида медицинской организации).

Об экспертизе качества медицинской помощи вне рамок ОМС

Порядок осуществления данного вида экспертизы действует с 12 июня 2017 года на основании Приказа Минздрава России от 16.05.2017 № 226н (далее – Приказ № 226н). Данная экспертиза проводится вне рамок ОМС только при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами надзора:

  1. при осуществлении государственного контроля – Росздавнадзором (в рамках 2 видов проверок (информация указана выше)
  2. при осуществлении ведомственного контроля — федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Минздравом России, ФМБА, Минздравами, Департаментами, Комитетами здравоохранения субъектов РФ) в подведомственных им медицинских организациях.

ЭКМП в рамках государственного контроля проводится аттестованными в установленном порядке экспертами, привлекаемыми органами Росздравнадзора к проведению мероприятий по контролю. Что касается ЭКМП ведомственного контроля, то здесь она проводится привлекаемыми органами надзора учеными и специалистами.

При этом Приказом № 226н требований к уровню образования и стажу работы для ученых и специалистов, которые могут привлекаться органами надзора для осуществления ведомственного контроля не предусмотрено.

(Более подробно О Порядке ЭКМП вне рамок ОМС читайте в новости «».

Экспертиза качества медицинской помощи и новейшие критерии оценки

Минздрав России утвердил порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой вне рамок системы обязательного медицинского страхования, а также в очередной раз обновил критерии оценки качества медицинской помощи.Экспертиза качества медицинской помощи: цели и порядок проведения.Цели.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится в рамках проверки медицинской организации. Пункт 1 статьи 64 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ №323-ФЗ), в качестве цели проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливает выявление нарушений при ее оказании, в том числе оценку своевременности и правильности выбора методов диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата.

(далее – Приказ №226н) утвержден Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи. Данный Приказ вступает в силу 12 июня 2017 года. Экспертиза качества проводится в двух случаях: проверка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и проверка соблюдения медицинскими организациями и ИП порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Следует понимать, что первый случай касается не только прав, закрепленных ФЗ №323-ФЗ, но и, в том числе, положений . Второй случай не ограничивается (профиль «Косметология») или (профиль «Дерматовенерология»), но включает в себя стандарты оказания медицинской помощи при отдельно взятом заболевании в случаях, когда они утверждены Минздравом РФ. Субъекты. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в рамках государственного (Росздравнадзор) контроля экспертами, а в рамках ведомственного контроля (федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие ведомственный контроль) — специалистами.

Экспертов и специалистов привлекает к осуществлению экспертизы контролирующий орган. Вопросы ведомственного контроля, как контроля вышестоящего органа над нижестоящим, актуальны только для государственных медицинских организаций. В отношении частных медицинских организаций имеет место только государственный контроль, осуществляемый Росздравнадзором.

Порядок осуществления ведомственного контроля установлен .Заключение экспертаЭксперт проводит полное исследование представленных контролирующим ведомством материалов и дает заключение, содержание которого установлено п.15 Приказа №226н.

В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, эксперт, специалист определяет их негативные последствия и лиц, допустивших данные нарушения. По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт, специалист определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.
По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт, специалист определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.

Экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.Так как экспертиза проводится в рамках проверки, на проверяемую медицинскую организацию распространяется действие

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее – ФЗ №294-ФЗ).

Это позволяет организации при нарушении порядка проведения экспертизы, установленного Приказом №226н, реализовать предусмотренные ФЗ №294-ФЗ права.Критерии оценки качества медицинской помощи«Вереница» приказов Минздрава РФ: какой и когда применять?

В соответствии с п.2 ст. 64 ФЗ №323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи базируется на критериях оценки качества медицинской помощи, утвержденных Минздравом РФ. За последние 2 года были утверждены/отменены 3 Приказа Минздрава РФ, содержащие в себе перечень критериев. При проведении экспертизы будет использоваться нормативно-правовой акт, действующий на момент проверки, поэтому укажем для каждого приказа период его действия.

(далее – Приказ №422ан) действует с 25 августа 2008 года по 30 июня 2017 года. (далее – Приказ №520н) должен был прийти на смену Приказу Минздрава РФ от 07.07.2015 №422ан и вступить в силу 1 июля 2017 года, однако он был отменен (далее – Приказ №203н).

Следовательно, Приказ Минздрава РФ №520н был отменен до вступления в силу и не действовал ни дня.Приказ Минздрава РФ от 10.05.2017 №203н вступит в силу с 1 июля 2017 года. Таким образом, до 30 июня 2017 года (включительно) контролирующие органы применяют, а контролируемые медицинские организации – ориентируются, на Приказ Минздрава РФ №422ан.

С 1 июля 2017 года действует Приказ Минздрава РФ №203н.Перечень критериевПриказ Минздрава РФ №203н по своей структуре схож с Приказом Минздрава РФ №520н, который мы анализировали . Критерии классифицированы по условиям оказания медицинской помощи (амбулаторные, дневной стационар, стационар) и по группам заболеваний (состояний).

Критерии, относящиеся к условиям оказания медицинской помощи, в Приказе №203н и Приказе №520н идентичны. Критерии, классифицированные по группам заболеваний, в Приказе №203н по сравнению с Приказом №520н были значительно расширены.Так, количество групп заболеваний увеличилось с 13 до 18. Более того, отдельные группы заболеваний были расширены за счет включения в них более широкого спектра конкретных заболеваний и критериев оценки их лечения и диагностики.Так, например, группы болезней группа болезней кожи и подкожной клетчатки по Приказу №520н в качестве отдельной подгруппы выделялись только острые гнойно-воспалительные заболевания мягких тканей.

Более того, отдельные группы заболеваний были расширены за счет включения в них более широкого спектра конкретных заболеваний и критериев оценки их лечения и диагностики.Так, например, группы болезней группа болезней кожи и подкожной клетчатки по Приказу №520н в качестве отдельной подгруппы выделялись только острые гнойно-воспалительные заболевания мягких тканей. А Приказ №203н установил отдельные критерии качества медицинской помощи при наличии таких заболеваний как склеродермия, эритема, экзема, атопический дерматит (взрослых и детей) и др. ВыводыПринятые Минздравом РФ акты, касающиеся экспертизы медицинской помощи, направлены на упорядочение существующих в этой сфере отношений и на более детальную регламентацию действий контролирующих инстанций по проверке соблюдения законодательства медицинскими организациями.

К сожалению, принятие и последующая быстрая отмена нормативно-правовых актов, регулирующих аналогичные отношения, усложняет деятельность медицинских организаций и вносит некоторый хаос в процесс проведения проверок. В связи с этим в очередной раз рекомендуем перед началом использования в своей профессиональной деятельности того или иного акта уточнить период его действия, а также место документа в иерархии нормативно-правовых актов.

Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи

Согласно ФЗ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый человек имеет право на получение своевременной качественной медицинской помощи.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года определены основные задачи Росздравнадзора: профилактика и выявление всех случаев нарушения основных требований к качестве оказания услуг медицинского характера. По статье 14 ФЗ от 29 ноября 2010 года, заниматься контролем сроков и качества оказания услуг медицинского характера должны заниматься территориальные фонды ОМС и другие организации, занимающиеся страхованием граждан.

Внутриучрежденческая экспертиза КМП

Внутриучрежденческая экспертиза КМП является частью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и проводится по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза), совокупности случаев, отобранных по тематическому признаку (тематическая экспертиза) и рандомизированной выборке (выборочная экспертиза).

В соответствии со стандартами менеджмента качества для повышения качества и эффективности проведения экспертизы КМП в медицинской организации должна быть разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующая процедура, определяющая: _________________ В настоящее время наличие в медицинской организации документированной процедуры по внутриучрежденческой экспертизе КМП является скорее исключением, чем правилом. Гораздо чаще используются положения, инструкции и иные локальные нормативные документы. — ответственного за процесс экспертизы; — задействованные ресурсы; — записи, подлежащие регистрации; — основных поставщиков и потребителей процесса; — блок-схему процесса; — комплекс стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов, используемых для оценки КМП; — показатели оценки эффективности и результативности процесса.

В документированную процедуру целесообразно включить: — порядок сбора, обработки и статистического анализа данных о состоянии КМП, включая использование современных информационных технологий; — формализованный язык описания дефектов оказания медицинской помощи и их негативных следствий;

Приложение N 4. Заключение комиссии экспертов о возможности (невозможности) внесения изменений в документы на медицинское изделие

Приложение N 4(Дополнительно включенос 17 июля 2015 года)(наименование экспертного учреждения)УТВЕРЖДАЮ (руководитель экспертного учреждения, Ф.И.О., подпись, печать)»___» _______________ 20___ г.N от «»20 г.1. Наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению)2.

Производитель медицинского изделия (полное и (в случае, если имеется)сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения)3. Заявитель 4. Реквизиты задания регистрирующего органа 5. Сведения об экспертах (Ф.И.О., специальность, ученая степень (звание) (при наличии), место работы и должность)6.

Об ответственности за достоверность сведений, изложенных в заключении, предупрежден:Председатель комиссии экспертов (Ф.И.О.)(подпись)Ответственный секретарь (Ф.И.О.)(подпись)Эксперты (Ф.И.О.)(подпись)7. Содержание представленных на экспертизу документов (излагаются основные положения представленной документации):8. Экспертная оценка представленных на экспертизу документов, оценка объема и полноты проведенных испытаний и исследований:9.

Результаты экспертизы:(указываются выводы каждого из экспертов, входящего в состав комиссии экспертов)10. Вывод:(о возможности (невозможности) внесения изменений в документы на медицинское изделие(с указанием причин в случае невозможности внесения изменений в документы на медицинское изделие))Комиссия экспертов в составе:председатель (Ф.И.О.) (подпись)ответственный секретарь (Ф.И.О.)(подпись)эксперты (Ф.И.О.) (подпись)Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Об экспертном заключении

Проектом Приказа также установлены требования к экспертному заключению. Так, предлагается среди прочих требований, в заключении обозначать сведения о результатах экспертизы качества медицинской помощи, в том числе о выявленных нарушениях, об их негативных последствиях и о лицах, допустивших указанные нарушения, степень достижения запланированного результата с указанием наиболее значимых нарушений, повлиявших на исход заболевания.

Кроме этого, установлено, что экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.

И напоследок еще одна ложка дёгтя в бочке лицензионного контроля

Напомню о летних изменениях в ФЗ № 294, которые мы освещали не так давно. Суть их заключалась в том, что порядок организации и осуществления лицензионного контроля как одного из видов федерального контроля (надзора) устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности в части регулирования порядка лицензионного контроля.

Таким образом, с 14.08.2018 лицензионный контроль может осуществляться при условии наличия соответствующих норм в положении о лицензировании конкретного вида деятельности.

Аналогичная норма о лицензионном контроле синхронно введена и в ФЗ № 99 (ч. 1 ст. 19).Следовательно, нормы о лицензионном контроле должны быть добавлены законодателем в Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291), в Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085) и многие другие.

Остаётся удивляться почему соответствующие поправки не были синхронно внесены в конкретные положения о лицензировании. Альтернативным выходом являлся бы достаточный переходный период.

А сложившаяся ситуация, то есть отсутствие подобных норм в соответствующих положениях о лицензировании, ставит под сомнение правовой статус лицензионного контроля, проводимого с 14 августа 2018 года. В данном случае я говорю о лицензионном контроле в области осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, так как необходимые изменения до сих пор не были внесены в соответствующие положения.Подробности данных изменений были представлены на нашем сайте .Всего Вам доброго, с Вами была Полина Габай.

Приложение 2 к Порядку.

Акт медико-экономической экспертизы

Приложение 2к Порядку организации и проведенияконтроля объемов, сроков, качества иусловий предоставления медицинскойпомощи по обязательномумедицинскому страхованию 1.

Дата проведения экспертизы 2.

Фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста-эксперта 3. Наименование проверяющей организации 4. Наименование медицинской организации 5.

Номер счета за медицинские услуги 6. N полиса обязательного медицинского страхования 7. Номер медицинской документации 8.

Пол застрахованного лица Дата рождения застрахованного лица 9. Окончательный (клинический) диагноз основного заболевания 10. Диагноз сопутствующего заболевания 11.

Сроки оказания медицинской помощи с по 12. Стоимость оказания медицинской помощи 13.

Длительность оказания медицинской помощи 14. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лечащего врача 15. Дополнительно проверена следующая учетно-отчетная документация 16.

Заключение об обоснованности объемов медицинских услуг, предоставленных к оплате, и их соответствию записям в медицинской и учетно-отчетной документации медицинской организации (с указанием краткого перечня выявленных недостатков)17.

Заключение о профильности госпитализацииНаименование медицинской организации, выдавшей направление на госпитализацию Наименование медицинской организации, госпитализировавшей по направлению в плановом порядке Диагноз при направлении на госпитализацию Профиль отделения и/или медицинской организации, в которую выдано направление Дата госпитализации Выводы о профильности госпитализации:18. Заключение о наличии в медицинской документации рекомендаций медицинских работников, данных при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологийНаличие заключения медицинского работника, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий или протокола консилиума врачей: да, нет (нужное подчеркнуть)Цели консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий:- состояние здоровья пациента,- уточнение диагноза,- определение прогноза,- определение тактики медицинского обследования и лечения,- целесообразность перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.Дата проведения консультации/консилиума с применением телемедицинских технологий Наличие факта отражения рекомендаций в медицинской документации, в том числе в листе назначения: да, нет (нужное подчеркнуть).19.

ВЫВОДЫ:Не подлежит оплате (сумма, код нарушения)штраф (сумма, код нарушения)Подлежит оплате 20. Проверяемый период с «___» ___________201___ г. по «___» ___________201___ г.Срок проведения экспертизы с «___» ___________201___ г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+