Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Положение о проведении государственной историко культурной экспертизы

Положение о проведении государственной историко культурной экспертизы

Постановление 569 «Положение о государственной историко-культурной экспертизе»


Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе В соответствии со статьями 31 и 32

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Положение о государственной историко-культурной экспертизе. Председатель Правительства Российской ФедерацииВ.

Путин Положение о государственной историко-культурной экспертизе 1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Правительством Российской Федерации решений: а) о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр) объекта культурного наследия федерального значения; б) об отнесении объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации; в) об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам федерального значения; г) об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения; д) об исключении объекта культурного наследия из реестра; е) о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Службой решений: а) об утверждении границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах указанных зон; б) о направлении предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО; в) о возможности проведения работ по сохранению отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, организуют проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в установленном порядке решений: а) о включении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в реестр и об определении категории его историко-культурного значения; б) об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения; в) об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам регионального или местного (муниципального) значения; г) об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации или объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон; д) о возможности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

5. Порядок организации проведения экспертизы определяется соответственно Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (далее — органы охраны объектов культурного наследия). 6. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор). При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.

В качестве экспертов привлекаются: а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям: высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности); предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет; знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы; б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта.

К проведению экспертизы не привлекаются лица: а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети)); б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком; в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом; г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика; д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц. 9. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящего Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации. 10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьей 29

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

, в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.

Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново. 11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов.

Для обоснования принятия решений, предусмотренных подпунктами «б» — «е» , , подпунктами «б» — «д» настоящего Положения, экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.

12. Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты: утверждают состав членов экспертной комиссии; избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря; определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждают ее регламент; определяют основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании); утверждают календарный план работы экспертной комиссии исходя из срока проведения экспертизы; определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы; определяют иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы. Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.

13. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.

При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт. 14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.
14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.

В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.

15. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности: а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации; б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний; в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы; г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы; д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы; е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений; ж) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов; з) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы; и) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы. 16. Для проведения экспертизы заказчик в зависимости от ее целей представляет эксперту (экспертной комиссии) следующие имеющиеся документы: а) материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры; б) фотографическое изображение объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы; в) копия паспорта объекта культурного наследия; г) копия охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанным объектом (охранно-арендного договора, охранного договора); д) копия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр; е) копия решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах; ж) копия документа, удостоверяющего право на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории; з) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории; и) сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенные в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок); к) технический план объекта культурного наследия, составленный в результате выполнения кадастровых работ; л) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, содержащая сведения об адресе объекта культурного наследия, о его технических характеристиках и состоянии, а также копия технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений; м) проект зон охраны объекта культурного наследия; н) копия акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон; п) копия утвержденного в установленном порядке проекта границ земельного участка (земельных участков) в границах территории объекта культурного наследия и (или) его зон охраны; р) копии документов, подтверждающих принадлежность земельного участка (земельных участков) в границах территории объекта культурного наследия и (или) его зон охраны к определенной категории земель и установленное разрешенное использование указанного земельного участка; с) межевой план земельного участка (земельных участков) в границах территории объекта культурного наследия и (или) его зон охраны, составленный в результате выполнения кадастровых работ; т) копия градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; у) историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения; ф) историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника; х) сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенные в государственный кадастр недвижимости, а также акт обследования, составленный при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия; ц) акт уполномоченного органа (органов) государственной власти (судебного органа, органа прокуратуры, органа внутренних дел, органа государственного пожарного надзора или организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности), подтверждающий прекращение существования (утрату) объекта культурного наследия; ч) сведения о принятых органами прокуратуры, органами внутренних дел и иными уполномоченными органами государственной власти мерах по привлечению должностных лиц, физических и юридических лиц к установленной законодательством Российской Федерации ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; ш) документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия.

17. При проведении экспертизы эксперт обязан: а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

; б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов; в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции; г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации; д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы; е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы. 18. При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы. Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы.

Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются: а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы; б) место проведения экспертизы; в) заказчик экспертизы; г) сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия — для физического лица; полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия экспертов, проводивших экспертизу, — для юридического лица; д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении; е) цели и объекты экспертизы; ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются); и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов; к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); м) обоснования вывода экспертизы; н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящего Положения; о) перечень приложений к заключению экспертизы; п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы: а) об обоснованности (положительное заключение) или необоснованности (отрицательное заключение): включения объекта культурного наследия в реестр (в положительном заключении экспертизы указывается рекомендуемая категория историко-культурного значения объекта культурного наследия, а также излагаются особенности, определяемые как его предмет охраны); отнесения объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или объектам всемирного культурного наследия; отнесения достопримечательного места к историко-культурным заповедникам; изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; исключения объекта культурного наследия из реестра; б) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение): проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; воссоздания утраченного объекта культурного наследия.

В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы: а) об обоснованности (положительное заключение) или необоснованности (отрицательное заключение): включения объекта культурного наследия в реестр (в положительном заключении экспертизы указывается рекомендуемая категория историко-культурного значения объекта культурного наследия, а также излагаются особенности, определяемые как его предмет охраны); отнесения объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или объектам всемирного культурного наследия; отнесения достопримечательного места к историко-культурным заповедникам; изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; исключения объекта культурного наследия из реестра; б) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение): проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; воссоздания утраченного объекта культурного наследия. 21. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется и заверяется подписью ответственного секретаря экспертной комиссии или подписью эксперта, индивидуально проводившего экспертизу.

Рекомендуем прочесть:  Ст 291 ук размеры взяток

Подчистки, дописки и незаверенные исправления в заключении экспертизы не допускаются. 22. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, подписывают заключение экспертизы с указанием своей фамилии и инициалов.

В случае если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается всеми работниками, проводившими исследования, утверждается руководителем этого юридического лица и заверяется печатью организации. 23. Заключение экспертизы, проведенной экспертной комиссией, подписывается председателем, ответственным секретарем и остальными членами экспертной комиссии с указанием своей фамилии и инициалов и не изменяется без их согласия. При подписании заключения экспертизы эксперт (за исключением председателя экспертной комиссии) вправе указать те исследования, которые он проводил непосредственно и за достоверность результатов которых он несет ответственность.

24. Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется в виде подписанного членом экспертной комиссии документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы. Документ, в котором изложено особое мнение, в обязательном порядке прилагается к заключению экспертизы и является его неотъемлемой частью.

Документ, в котором изложено особое мнение, в обязательном порядке прилагается к заключению экспертизы и является его неотъемлемой частью. Подписи экспертов должны быть подлинными и четкими, использование факсимильных подписей не допускается.

26. Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией в 4 экземплярах, имеющих равную силу. К каждому экземпляру экспертного заключения прилагаются: а) приложения, указанные в заключении экспертизы; б) копии договоров; в) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются); г) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии; д) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются); е) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу, или председателя экспертной комиссии.

27. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или ответственный секретарь экспертной комиссии в течение 10 рабочих дней с даты оформления заключения экспертизы вручает (направляет) заказчику 3 его экземпляра со всеми прилагаемыми документами и материалами. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении 1 экземпляр заключения экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами.

Эксперты, участвовавшие в проведении экспертизы, вправе получить от председателя экспертной комиссии копию заключения экспертизы, а также копии прилагаемых к нему документов и материалов.

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами.

29. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 дней с даты получения документов и материалов, предусмотренных настоящего Положения, рассматривает заключение экспертизы, прилагаемые к нему документы и материалы. В процессе рассмотрения орган охраны объектов культурного наследия может проводить консультации с заказчиком и экспертами для получения необходимых разъяснений по представленному заключению экспертизы, прилагаемым к нему документам и материалам, а также в целях приведения их в соответствие с установленными требованиями.
В процессе рассмотрения орган охраны объектов культурного наследия может проводить консультации с заказчиком и экспертами для получения необходимых разъяснений по представленному заключению экспертизы, прилагаемым к нему документам и материалам, а также в целях приведения их в соответствие с установленными требованиями.

В случае несогласия с заключением экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика экспертизы письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия, в частности, относятся: а) несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации; б) несоответствие заключения экспертизы принципам ее проведения, установленным статьей 29

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

; в) наличие в заключении экспертизы, прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений, оказывающих влияние на вывод экспертизы; г) выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных настоящего Положения; д) нарушение установленного порядка проведения экспертизы; е) несоответствие заключения экспертизы требованиям, предусмотренным — настоящего Положения; ж) отсутствие прилагаемых к заключению экспертизы документов и материалов; з) истечение 2-летнего срока с даты оформления заключения экспертизы.

31. Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы (далее — уведомление) направляется (вручается) заказчику вместе с 1-м экземпляром заключения экспертизы и прилагаемыми к нему документами и материалами. В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранятся в порядке, установленном правилами организации документооборота, 2-й экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы, а также копия уведомления.

В случае несогласия соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным подпунктами «е» и «ж» настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган 2 экземпляра экспертного заключения и прилагаемые документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

33. Орган охраны объектов культурного наследия вправе назначить повторную экспертизу в случае: а) несогласия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктами «а» — «д» и «з» настоящего Положения; б) непредставления в срок, указанный в уведомлении, доработанного экспертного заключения и прилагаемых документов и материалов с учетом замечаний и предложений в соответствии с настоящего Положения; в) поступления в период рассмотрения заключения обоснованного заявления заинтересованного лица, чьи права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате принятия решения на основании заключения экспертизы, о назначении повторной экспертизы.

34. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном настоящим Положением для проведения экспертизы. Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой «особое мнение»), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы. 35. Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов: а) оплата труда эксперта; б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы; в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.

35. Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов: а) оплата труда эксперта; б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы; в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы. 36. Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов. Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц.

37. В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 (ред.

от 27.04.2017) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

23.1. Государственная историко-культурная экспертиза проводится в порядке, установленном N 569.В соответствии с N 569 размер оплаты государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения устанавливается договором, заключенным в письменной форме, между заказчиком в лице заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица или физического лица и экспертом в лице физического лица. 23.1. Государственная историко-культурная экспертиза проводится в порядке, установленном .В соответствии с размер оплаты государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения устанавливается договором, заключенным в письменной форме, между заказчиком в лице заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица или физического лица и экспертом в лице физического лица.».

23.1. Государственная историко-культурная экспертиза проводится в порядке, установленном N 569.В соответствии с N 569 размер оплаты государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения устанавливается договором, заключенным в письменной форме, между заказчиком в лице заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица или физического лица и экспертом в лице физического лица.». — Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г.

N 569

«Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

;- Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315

«Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»

; 2.3. Государственная историко-культурная экспертиза проводится аттестованными экспертами в соответствии с о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569.2.4.

Негосударственная экспертиза сметной документации проводится в организациях, аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

8) Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569

«Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.

3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст. 5000); 8) Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г.

N 569

«Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.

3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст.

5000); 7) Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569

«Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

(далее — Положение N 569) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.

3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст.

5000); 8) Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г.

N 569

«Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст.

5000); Кроме того, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2013 года И.В. Харламовой со ссылкой на ГПК Российской Федерации было отказано в принятии заявления о признании частично недействующими и Положения о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569), которые, как она указывала в заявлении, наряду с аналогичными положениями Федерального

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

противоречат Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 (ред.

от 27.04.2017) Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 15 июля 2009 г. N 569ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕВ соответствии со и Федерального закона

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации постановляет:Утвердить прилагаемое о государственной историко-культурной экспертизе.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.ПУТИНУтвержденоПостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 июля 2009 г.

N 569ПОЛОЖЕНИЕО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.2 — 5.

Утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 09.06.2015 N 569.6.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.7.

В качестве экспертов привлекаются:а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология»);предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее — открытый лист), должен составлять не менее 10 лет);знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных настоящего пункта.8. К проведению экспертизы не привлекаются лица:а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети));б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.9.

Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящего Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные Федерального закона

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

, в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным.

В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново.11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы.11(1). Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр);б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;в) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;г) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в , и Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия;е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в , и Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.11(2).

Экспертной комиссией из 3 и более экспертов экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;г) документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.11(3).

Экспертиза, указанная в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.12.

Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты:утверждают состав членов экспертной комиссии;избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря;определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждают ее регламент;определяют основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании);утверждают календарный план работы экспертной комиссии исходя из срока проведения экспертизы;определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы;определяют иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы.Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.13. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.15.

Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы;д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы;е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;ж) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов;з) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы;и) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы.16. Экспертиза проводится в зависимости от ее целей на основании:а) материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;б) фотографических изображений объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;в) проектов зон охраны объекта культурного наследия;г) копии паспорта объекта культурного наследия;д) копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);е) копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;ж) копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;з) историко-культурного опорного плана или его фрагмента для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;и) историко-культурного опорного плана или его фрагмента либо иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;к) проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;л) документов, обосновывающих воссоздание утраченного объекта культурного наследия;м) копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;н) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;о) сведений об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);п) копий технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;р) копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;с) сведений о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);т) схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;у) копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;ф) сведений о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия;х) документации, обосновывающей границы защитной зоны объекта культурного наследия.16(1). Заказчик в зависимости от целей экспертизы представляет документы (сведения), указанные в пункте 16 настоящего Положения, эксперту.

В случаях, предусмотренных договором между заказчиком и экспертом, сбор документов (сведений) осуществляется экспертом самостоятельно.При проведении экспертизы, указанной в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, заказчик представляет эксперту документы, указанные в подпунктах «т» и «у» пункта 16 настоящего Положения, а также:выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в , и Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.16(2). Заказчик или эксперт имеет право запросить документы (сведения), указанные в пункте 16 настоящего Положения, у органов охраны объектов культурного наследия.16(3). В целях получения документов (сведений), указанных в подпунктах «м» — «ф» пункта 16 настоящего Положения, органы охраны объектов культурного наследия обращаются в органы, уполномоченные на предоставление таких документов (сведений), в порядке межведомственного информационного взаимодействия.Межведомственный запрос направляется в течение 5 рабочих дней с даты подачи заказчиком или экспертом запроса в орган охраны объектов культурного наследия.Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе — на бумажном носителе.Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не превышает 15 рабочих дней с даты поступления межведомственного запроса.17.

При проведении экспертизы эксперт обязан:а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные Федерального закона

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

;б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.18. При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы.Заключение экспертизы оформляется в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы.19. Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы;б) место проведения экспертизы;в) заказчик экспертизы;г) сведения об эксперте (экспертах):фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, — для физического лица;полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, — для юридического лица;д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;е) цели и объекты экспертизы;ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);м) обоснования вывода экспертизы;н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящего Положения;о) перечень приложений к заключению экспертизы;п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.20.

В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):включения объекта культурного наследия в реестр;определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;исключения объекта культурного наследия из реестра;изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) датах связанных с ним исторических событий);б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия;требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;установления защитной зоны объекта культурного наследия.21.

Каждая страница заключения экспертизы нумеруется.22.

Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, подписывают заключение экспертизы усиленной квалифицированной электронной подписью.В случае если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого работника, проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью этого юридического лица.Эксперт (эксперты) обязан обеспечивать конфиденциальность ключа усиленной квалифицированной электронной подписи, в частности не допускать использование принадлежащего ему ключа усиленной квалифицированной электронной подписи без его согласия.23.

Заключение экспертизы, проведенной экспертной комиссией, подписывается председателем, ответственным секретарем и остальными членами экспертной комиссии усиленной квалифицированной электронной подписью.При подписании заключения экспертизы эксперт (за исключением председателя экспертной комиссии) вправе указать те исследования, которые он проводил непосредственно и за достоверность результатов которых он несет ответственность.24. Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой «особое мнение».

Особое мнение оформляется в виде подписанного членом экспертной комиссии документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы.Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой «особое мнение».

Особое мнение оформляется в виде подписанного членом экспертной комиссии усиленной квалифицированной электронной подписью документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы.25.

Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 27.04.2017 N 501.26.

Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией. К экспертному заключению прилагаются:а) приложения, указанные в заключении экспертизы;б) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);в) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии;г) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);д) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу, или председателя экспертной комиссии.27.

Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или ответственный секретарь экспертной комиссии в течение 10 рабочих дней с даты оформления заключения экспертизы направляет его заказчику со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении копию заключения экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами. Эксперты, участвовавшие в проведении экспертизы, вправе получить от председателя экспертной комиссии копию заключения экспертизы, а также копии прилагаемых к нему документов и материалов.28. Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).29.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные настоящего Положения.Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») для общественного обсуждения.30. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети «Интернет» в электронной или письменной форме.Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.В случае несогласия с выводами заключения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия.

К причинам несогласия относятся:несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы;выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных настоящего Положения;нарушение установленного порядка проведения экспертизы;представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.31. Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы (далее — уведомление) направляется (вручается) заказчику.В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранится экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), а также копия уведомления.32.

В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 30 настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.33. В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном настоящим Положением.34. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном настоящим Положением для проведения экспертизы.Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой «особое мнение»), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.35.

Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:а) оплата труда эксперта;б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы (за исключением расходов, связанных с оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи и установкой необходимого программного обеспечения);в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.36. Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов.

Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц.37.

В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности.

Об определении порядка организации проведения государственной историко-культурной экспертизы

В соответствии с , , утвержденного , а также в целях организации проведения государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования принятия органами государственной власти Санкт-Петербурга или органами местного самоуправления в установленном порядке решений (согласований):1. Утвердить Положение о порядке организации проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — Положение) согласно приложению к настоящему распоряжению.2.

Заместителю председателя КГИОП — начальнику управления государственного учета объектов культурного наследия и правового обеспечения обеспечить организацию проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с утвержденным Положением со дня вступления Положения в силу.3. Начальнику отдела по вопросам государственной службы, кадров и организационной работы КГИОП ознакомить с настоящим распоряжением государственных гражданских служащих КГИОП под роспись, а также организовать изучение ими Положения.4.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+