Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Конституционный долг граждан рф по защите отечества

Конституционный долг граждан рф по защите отечества

Конституционный долг граждан рф по защите отечества

Сущность и содержание конституционной обязанности граждан Российской Федерации по защите Отечества


УДК 342.742 В.А. ЕГЕЛЬСКИЙ Конституцией Российской Федерации ( ч. 1 ст. 59) предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Защита Отечества реализуется различными юридическими средствами, в том числе и учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формирование в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях[1]. Военная служба — сложное социальное и правовое явление, раскрытие содержания которого невозможно без комплексного подхода.

Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, охватывающую миллионы граждан Российской Федерации. Военная служба является особым видом федеральной государственной службы на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г.

№ 58-ФЗ

«О системе государственной службы Российской Федерации»

(в ред.

от 1 декабря 2007 г.).[2] Военная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст.

6). Более развернутая дефиниция военной службы содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)[3], согласно которой военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. В юридической литературе выделяют особенности военной службы, которые отражают ее существенные отличия от иных видов государственной службы (государственной гражданской и правоохранительной).

Например, профессор А.В. Кудашкин выделяет шесть таких отличий: 1) военная служба, в отличие от государственной гражданской службы, формирующей и реализующей государственно-управляющие воздействия, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т. е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, действий в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами; 2) посредством исполнения военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.

е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности; 3) чтобы обеспечить ясность, стройность четкую иерархию во взаимоотношениях между военнослужащими, им присваиваются воинские звания; 4) дисциплинарные отношения между военнослужащими, являющиеся частью военно-служебных отношений, строятся в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.

№ 2140; 5) защита Отечества является обязанностью и долгом граждан; 6) в связи с особым характером исполняемых обязанностей в целях решения специфических задач для военнослужащих предусмотрены отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного, вещевого и квартирного), а также социальные льготы[4]. Д.Н. Бахрах выделяет 7 специфических отличий военной службы. Во-первых, для военной службы главная цель — защита страны от посягательств других государств на наш конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал.

Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Часть военнослужащих создает условия для выполнения главной цели военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности. Тот факт, что военная служба комплектуется и на добровольной основе, и по призыву в Вооруженные Силы РФ, пограничные и внутренние войска, является второй особенностью.

В-третьих, специфика военной службы состоит в ее оснащенности вооружением. Количество, качество, разнообразие самолетов, кораблей, танков и другого оружия в войсках не идет ни в какое сравнение с оружием любой и всей правоохранительной службы в целом.

Четвертая особенность связана с правовой основой военной службы. Пятая — с тем, что все виды юридической ответственности за правонарушения, связанные с военной службой, регулируются специальными правовыми актами или специальными нормами в общих актах, например, дисциплинарная ответственность регламентирована Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ.

В шестых, у военнослужащих своя «лестница» специальных званий.

В седьмых, все лица, находящиеся на военной службе, называются военнослужащими, у них особые присяга, форма одежды, знаки отличия[5]. Военная служба характеризуется следующими признаками: · исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации; · финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета; · правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации[6].

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» используются такие понятия, как «воинский долг», «воинская обязанность», «конституционный долг по защите Отечества», однако, определений этих понятий нет. Традиционно в России воинская обязанность воспринимается как особая нравственная норма, а призыв на военную службу — как реализация священной обязанности перед Отечеством.

Понятие долга представляет собой сплав морально-нравственных и юридических аспектов. По справедливому мнению профессора Б.С.

Эбзеева, «категория долга имеет не только этическое, но и юридическое значение и требует своего осмысления в науке конституционного права; она сопрягается с категорией обязанности, но не сливается с ней; выступает ее этическим насыщением; является выражением привнесения в сферу конституционного регулирования нравственных начал; указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и правовой защите — … Отечество, и не ограничивает личность в выборе способов и форм… защиты Отечества, которая распространяется на всех без исключения граждан, а также иных лиц, для которых Россия — Отечество.

Не государство диктует этические нормы поведения, Конституция в качестве общеобязательного веления закрепляет выработанные тысячелетним развитием общества и воспринимаемые общественным сознанием в качестве единственно возможных стандартов поведения этические нормы и принципы»[7].

Конституционный долг граждан по защите Отечества, т. е. его обороне в случае возможной агрессии против него или его союзников, реализуется, как уже говорилось выше, в двух формах: в форме воинской обязанности (военной службе по призыву и сопутствующих призыву мероприятиях) и в форме добровольной военной службы (по контракту).

Вопреки распространенным представлениям, комплектование вооруженных сил исключительно добровольцами не является непременным атрибутом развитого демократического государства. Такая система комплектования действует, например, в США, Великобритании, Франции, Канаде, Японии, а с конца прошлого года и в Италии, в то время как в Австрии, Германии, Греции, Норвегии, Швеции и ряде других стран призыв на военную службу как установленная законом обязанность граждан сохраняется наряду со службой по контракту[8]. В Германии, например, каждый гражданин становится военнообязанным, как только ему исполнится восемнадцать лет и если он постоянно проживает в Федеративной Республике Германия.

Воинская обязанность исполняется в виде несения военной службы в бундесвере. Срок действительной военной службы составляет девять месяцев, в мирное время сюда могут быть добавлены ограниченные по времени военные сборы.

Военнообязанные призываются на действительную военную службу в бундесвер до тех пор, пока им не исполнится двадцать три года.

Если у военнослужащего есть желание принимать участие в миссиях бундесвера за рубежом, то вслед за действительной военной службой можно поступить на дополнительную военную службу, которая длится до четырнадцати месяцев. В этом случае наряду с повышенным денежным довольствием военнослужащий получает еще и надбавку за несение военной службы.

В Финляндии военнообязанными являются граждане мужского пола возрастом от восемнадцати до шестидесяти лет. Воинская обязанность распространяется также на финских граждан, постоянно проживающих за границей, и на лиц, получивших финское гражданство. Воинскую обязанность можно выполнять путем службы в армии или в виде альтернативной службы.

В то же время нельзя не признать, что одним из характерных проявлений новых тенденций в военной политике цивилизованных государств является изменение систем комплектования вооруженных сил личным составом. Многие государства резко сокращают продолжительность службы по призыву либо полностью отказываются от него.

В середине 2005 г. в Европе было уже 12 таких государств, затем соответствующий закон был принят парламентом Словакии, в 2006 г.

процесс продолжился. В Германии дискуссии о способе комплектования идут перманентно[9]. У российского руководства есть осознание необходимости военной реформы, ее многоаспектного характера и многое делается реально. Так, приняты и вступили в действие несколько федеральных целевых программ[10], срок военной службы по призыву с 1 января 1998 г.

Так, приняты и вступили в действие несколько федеральных целевых программ[10], срок военной службы по призыву с 1 января 1998 г. сокращен до одного года. Проблемы модернизации военной организации Российской Федерации волнуют общественные организации, политические партии, рядовых граждан.

Однако процесс этот неоправданно затянут: с момента подписания Постановления Правительства РФ от 30 ноября 1992 г. № 918

«О мероприятиях по этапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке — по контракту»

прошло уже 16 лет.

А в США , например, подобный процесс занял всего 2 года, во Франции — 6 лет. Следует признать правильной точку зрения Л.Л.

Попова, Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова, согласно которой «правовая природа воинской обязанности и исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различна. Такие институты, как добровольная подготовка к военной службе, добровольное поступление на военную службу и прохождение военной службы гражданами, поступившими на нее в добровольном порядке, к воинской обязанности отнесены быть не могут, поскольку их осуществление является не юридической обязанностью, а правом гражданина».

Конституционные (основные) обязанности представляют собой необходимое условие оптимального взаимодействия личности и государства.

«Юридическая обязанность — вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение в жизнь»

По мнению заслуженного профессора МГУ Л.Д.

Воеводина, конституционная (основная) обязанность — это

«установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение»

. Воинская обязанность в самом первом приближении представляет собой обязанность гражданина нести военную службу и защищать Отечество.

А.В. Кудашкин, явно основываясь на общем определении конституционной обязанности, данном профессором Л.Д. Воеводиным, определяет конституционную обязанность по защите Отечества как установленную Российской Федерацией в интересах всех членов общества и закрепленную в его Конституции необходимость, предписывающую каждому гражданину определенные законом вид и меру поведения в области обороны и военной безопасности и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

По мнению Л.Л. Попова, Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова, сущность воинской обязанности состоит в том, что граждане Российской Федерации в мирное и военное время привлекаются к мероприятиям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Структура юридической обязанности является отражением структуры субъективного юридического права. Структура воинской обязанности включает в себя следующие элементы: 1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них, например, необходимость явиться на заседание призывной комиссии, на медицинское освидетельствование, лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет и т.д.; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного, например, явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания; 3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований. Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, уголовной, материальной, административной и гражданско-правовой юридической ответственности.

Конституцией РФ предусмотрено несение гражданином Российской Федерации военной службы в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (части 2 и 3 статьи 59). Если рассматривать реализацию воинской обязанности исходя из ее стадий, то следует различать участие граждан в допризывных мероприятиях (постановка на воинский учет, обязательная подготовка к военной службе по призыву) и прохождение гражданами военной службы по призыву и пребывание граждан в запасе (в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе).

Библиография 1 См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации — теория и практика правового регулирования.

— СПб.: Юридический центр-пресс, 2003.

С. 7. 2 См.: СЗ РФ. 2003. № 33.

Ст. 2063. 3 См.: СЗ РФ. 1998.

№ 13. Ст. 1475. 4 См.: Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы// Право в Вооруженных Силах. 2003. № 8; Он же. Военная служба в Российской Федерации — теория и практика правового регулирования.

С. 79—86. 5 См.: Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 55—57. 6 См.: Кудашкин А.В.

Военная служба в Российской Федерации — теория и практика правового регулирования.

С. 66. 7 См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С.

Эбзеев. — М.: Норма, 2007. 8 См.: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 1 июня 2005 г. // http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0105.shtml. 9 См.: Воробьев Э., Цымбал В.

Система комплектования военной организации государства// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 85. 10 См.: Постановление Правительства РФ от 25.08.2003 № 523 «О федеральной целевой программе

«Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 — 2007 годы»

» // СЗ РФ. 2003 № 35. Ст. 3440; Постановление Правительства РФ от 18.08.

2008 № 621 «О федеральной целевой программе

«Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009—2015 годы)»

»// СЗ РФ. 2008. № 34. Ст. 3930.

Защита отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации

serdalo_gazeta (serdalo_gazeta) wrote, 2013-10-14 13:00:00 serdalo_gazeta serdalo_gazeta 2013-10-14 13:00:00

Categories:

  1. Cancel
  2. Общество
  3. Армия

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры.Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализации одной из главных обязанностей гражданина нашей страны- обязанности по защите Отечества, а в мирное время — через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.С 1 октября по 31 декабря 2013 года на территории всей страны проходит осенняя призывная компания на основании Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который устанавливает порядок исполнения гражданами Российской Федерации долга и обязанности защищать свое Отечество, нести военную службу, проходить различные формы военной подготовки и выполнять другие, связанные с обороной и безопасностью государства, обязанности.Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданский долг перед Отечеством.

Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей.Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.Статья 59 Конституции Российской Федерации гласит:«1.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.3.

Гражданин Российской Федерации, в случае если по убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.»Федеральный закон предусматривает ответственность должностных лиц как за действия, способствующие уклонению граждан от призыва на военную службу, так и за действия, способствующие незаконному призыву на военную службу. В обязанностях граждан, подлежащих призыву на военную службу, определено, что граждане обязаны получать повестки под расписку.

В случае неявки без уважительных причин по повестке в отдел военного комиссариата субъекта по муниципальному образованию на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.Понимание защиты Отечества, как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, агитационной работой, а самое главное обоюдной работой государство о гражданине, а гражданин — о государстве.Первостепенный долг гражданина, мужчины — служить Отечеству, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом. Здесь они не только проходят хорошую школу жизни, но и приобретают настоящих друзей.

Сегодня в российской армии большое внимание уделяется физической подготовке, дисциплине, воспитанию ответственности и умению постоять за себя и своего боевого товарища.Долг, честь, служба Отечеству — вот главные составляющие мотивации военной службы.Отправляя молодое пополнение из нашей республики в Вооруженные силы Российской Федерации военный комиссариат совместно с руководством республики, Комитетом по защите прав военнослужащих прилагает максимум усилий для успешного прохождения службы призывниками.В частности перед отправками проводят беседы воспитательного характера с призывниками, представители муфтията разъясняют о необходимости обучения молодых граждан воинскому делу, что приветствуется любой религией, чтобы они достойно представляли Ингушетию и славный ингушский народ, с честью и достоинством исполнили свой долг перед Отечеством.Р.НАЛЬГИЕВ,начальник отдела ВК РИ по городу Назрани и Назрановскому районуОбщенациональная газета Республики Ингушетия «Сердало», № 137-138 (11071-072), суббота, 12 октября 2013 годhttp://gazeta-serdalo.ru/ Tags: Республика Ингушетия, общество Subscribe

Комментарий к Ст.

59 КРФ

1. Защита Отечества — не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Оборона страны — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв.

Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 52. ст. 5909), и в Военной доктрине, утв.

Указом Президента от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 17. ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан.

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч.

3 комментируемой статьи. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту. 2. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации.

Поэтому часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являлись положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред.

от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст.

68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.). Основными актами, конкретизирующими конституционные положения о несении гражданами военной службы, являются законы: от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (СЗ РФ. 1996. N 23.

ст. 2750; с изм. и доп., действует в ред. от 3 июля 2006 г.), от 26 февраля 1997 г.

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

(СЗ РФ.

1997. N 9. ст. 1014; с изм. и доп., действует в ред.

от 25 октября 2006 г.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ.

1998. N 13. ст. 1475; с изм. и доп., действует в ред. от 12 апреля 2007 г.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ.

1998. N 22. ст. 2331; с изм. и доп., действует в ред.

от 16 марта 2007 г.), а также Устав внутренней службы Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы (утв. Указом Президента от 14 декабря 1993 г. N 2140//САПП РФ. 1993. N 51. ст. 4931; с изм. и доп., действует в ред. от 3 августа 2005 г.) и др. Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе.
от 3 августа 2005 г.) и др. Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.

Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г.

N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ.

2000. N 2. ст. 225). Статья 12 ФЗ «Об обороне» устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими — путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления российских, а также иностранных граждан на военную службу, т.е. по контракту; 2) гражданским персоналом. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом от 11 ноября 2003 г.

N 141-ФЗ и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п.

2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами как в Вооруженных Силах, так и во внутренних войсках МВД, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

В данной сфере действуют, в частности, федеральные законы: от 3 апреля 1995 г.

«Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

(в ред.

от 25 июля 2002 г.), от 10 января 1996 г.

«О внешней разведке» (в ред. от 14 февраля 2007 г.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) и др. Общее значение имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 2 марта 2007 г.). По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п.
По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п.

1 ст. 22). Указанное положение подпункта «б» п. 1 ст. 22 утрачивает силу с 1 января 2008 г., и применительно к названным в нем гражданам будут применяться несколько иные правила прохождения военной службы, о чем ниже. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от выполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ либо альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве.

Правом на освобождение от призыва обладают граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями): — военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; — граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или их окончания. Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношение которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Исчерпывающе определены в ст.

24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основания для отсрочки от призыва на военную службу. В связи с переходом с 1 января 2008 г. на одногодичный срок военной службы по призыву отменен и уточнен ряд отсрочек (ФЗ от 6 июля 2006 г.

N 104-ФЗ). Согласно новой редакции ст.

24, действующей с 1 января 2008 г., право на отсрочку от призыва имеют, в частности, учащиеся-очники, обучающиеся в: — имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; — имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; — имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в них получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; — имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. В указанных случаях отсрочка от призыва предоставляется учащемуся, как правило, только один раз.

При этом право на отсрочку от призыва сохраняется за гражданином: — продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении; — получившим в период обучения академический отпуск, или перешедшим в том же образовательном учреждении на другую образовательную программу, или переведенным в образовательное учреждение того же уровня (при этом общий срок отсрочки от призыва не должен увеличиваться более чем на год); — восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением восстановившихся после отчисления за какие-либо нарушения или по другим неуважительным причинам), если срок отсрочки от призыва не увеличивается.

Право на отсрочку от призыва имеют также лица, получающие очно послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям вузах или научных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных нормативными актами и (или) государственными образовательными стандартами, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе. Право на отсрочку от призыва учащимся может быть дано и на основании указов Президента. Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 21 октября 1999 г.

N 13-П (СЗ РФ. 1999. N 44. ст. 5383) запрос одного из районных судов, в котором утверждалось, что непредоставление законом права на отсрочку от призыва учащимся-очникам негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, нарушает принцип равноправия, гарантии реализации права на образование, требования ч. 3 ст. 55 Конституции, указал следующее.

Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая укомплектование армии путем призыва на военную службу — с другой, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для обучающихся в вузах. При этом студентам-очникам негосударственных образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, гарантируется после увольнения с военной службы продолжение образования.

Тем самым обеспечивается как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву (как имеющими, так и не имеющими права на отсрочку), права на образование, так и исполнение ими обязанности по несению военной службы — хотя и в различном порядке. Не усмотрел Конституционный Суд также нарушения принципа равенства перед законом и равенства прав, ибо оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется.

Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе вуза. Отсрочка от призыва предоставляется и некоторым другим категориям граждан, в частности признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года. С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам: — занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); — имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель; — поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам: — занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); — имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель; — поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях. Новой, действующей с 1 января 2008 г. является отсрочка гражданам, являющимся опекуном и попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

Сохраняется отсрочка от призыва депутатам органов публичной власти и глав муниципальных образований, если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий. По некоторым основаниям предоставляется отсрочка гражданам, зачисленным в запас с присвоением военного звания офицера. В то же время с 1 января 2008 г.

отменяются отсрочки от призыва гражданам: — занятым постоянным уходом за отцом, матерью, другими близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, пожилыми (женщины старше 55 лет, мужчины — 60 лет) или не достигшими 18 лет; — мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены); — поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством, — на время этой работы. В 2006 г. внесены существенные изменения, касающиеся сроков военной службы.

С 1 января 2008 г. этот срок составляет 12 месяцев.

В переходный период срок военной службы по призыву регламентируется дифференцированно.

Для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., срок — 24 месяца; для призванных с 1 января по 31 декабря 2007 г.

— 18 месяцев. Данные положения не распространяются на военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г.; срок их военной службы — 12 месяцев. Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., ее срок — 24 месяца. Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента два раза в год — с 1 апреля по 30 июня (по 15 июля — с 1 января 2008 г.) и с 1 октября по 31 декабря.

Несколько иные сроки призыва установлены для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; являющихся педагогическими работниками.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность ().

Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета, неявку по вызову в военкомат и др. (). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами «Об обороне» (ст.

12), «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2, 32-34.1, 38, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать российские граждане в возрасте от 18 до 40 лет, иностранные граждане от 18 до 30 лет.

Срок первого контракта — 3-5 лет.

Контракт заключается в письменной форме между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны (или другим федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ в заключении контракта может быть обжалован в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 16 марта 2007 г.). Он определяет в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, а также направленных в вооруженные силы других государств в порядке военного сотрудничества, определяется также в соответствии с международными договорами РФ. Особенности статуса военнослужащих в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации, о чрезвычайном положении и др. Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод.

Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Военнослужащие вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Создание в воинских частях религиозных объединений не допускается, но военнослужащие могут отправлять религиозные обряды на территории воинской части с разрешения командира, вправе в свободное от военной службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях, но не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии.

Запрещено участие военнослужащих в забастовках, иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования связанных с ее прохождением вопросов. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции. Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга: защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливают законодательные акты, воинские уставы и другие федеральные нормативные документы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г.

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

; с изм.

и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970), военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.

Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.

«О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан»

(в ред.

от 24 апреля 2002 г.), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.

Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности.

Это касается: охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения и гарантирования правового статуса военнослужащих, направляемых в «горячие точки».

3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 г.

«Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030; с изм. и доп., действует в ред.

от 6 июля 2006 г.) Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу.

Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности.

Но он уже не сохранил названный институт.

Замена военной службы альтернативной гражданской, или службой без оружия, по религиозным, политическим или этическим мотивам признают во многих странах.

При этом устанавливают более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок; лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим; выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п.

В п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговорено, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Часть 3 анализируемой статьи, регламентируя альтернативную гражданскую службу, признает право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Отсутствие длительное время законодательной конкретизации данного права препятствовало его осуществлению гражданами, прежде всего в упомянутых «иных случаях». В то же время Конституционный Суд, интерпретируя в Определении от 22 мая 1996 г.

N 63-О норму ч. 3 ст. 59 Конституции, указал, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон.

Был сделан важный практический вывод: стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования (см.: Конституционный Суд РФ.

Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997. С. 501-503). Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П (СЗ РФ. 1999. N 51. ст.

6363), касающемся положений ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е.

связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г., конкретизируя рассматриваемое конституционное право, определяет, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. В 2006 г. по-новому был определен срок альтернативной гражданской службы. Он в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву.

Для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., этот срок — 42 месяца, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г., — 31,5 месяца.

Данные положения не распространяются на граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы и направленных для прохождения указанной службы до 1 января 2008 г.; ее срок для таких граждан — 21 месяц. Такой же срок распространяется на граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г.

Несколько по-иному решается вопрос о сроках альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Этот срок превышает срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составляет для аналогичных приведенным выше групп граждан соответственно 36, 27 и 18 месяцев (ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г.). Статья 11 названного ФЗ предусматривает, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

При этом установлены сроки, до которых необходимо подать соответствующее заявление в военный комиссариат в зависимости от того, когда гражданин должен быть призван на военную службу — весной или осенью. Нарушение срока подачи заявления может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Конституционный Суд в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О (СЗ РФ. 2007. N 2. ст.

409). Указывал: исходя из того что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную службу. Статья 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений и вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замете военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Согласно ст. 15 ФЗ от 5 июля 2002 г., решение призывной комиссии от отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано гражданином в суд. В случае обжалования указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Альтернативная гражданская служба проходит, как правило, за пределами территории субъекта Федерации, в котором гражданин постоянно проживает. Исключение может быть сделано лишь при невозможности направления гражданина для прохождения указанной службы за пределы территории этого субъекта Федерации.

ФЗ подробно регламентирует организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения, права, обязанности и ответственность граждан, проходящих данную службу, в том числе предоставляемые им социальные гарантии и компенсации, условия и оплату труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, а также основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.

Сообщение об ошибке

Адрес страницы, содержащей ошибку:* Неверно заполненное поле Текст, содержащий ошибку* Неверно заполненное поле Ваш браузер* Internet Explorer 6.x Internet Explorer 7.x Internet Explorer 8.x Mozilla FireFox 1.x Mozilla FireFox 2.x Mozilla FireFox 3.x Opera Google Chrome Apple Safari 2.x Apple Safari 3.x Другой браузер Неверно заполненное поле Правильный текст или предложения по улучшению* Неверно заполненное поле Имя пользователя* Неверно заполненное поле E-mail пользователя* Неверно заполненное поле Текст сообщения* Неверно заполненное поле IP адрес* Неверно заполненное поле Код безопасности * Enable Javascript for audio controls

Тема 6.

Родина, которую ты защищаешь. Защита Отечества – конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Государственные и воинские символы России

Тема 6. , которую ты защищаешь. Защита Отечества – конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Государственные и воинские символы России. В 1993 г. начинается принципиально новый этап в государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встает на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной, Российская Федерация – крупнейшее государство Евроазиатского континента.

Занимает площадь более 17 млн.

кв. километров. Граничит с семнадцатью государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. Является одним из ведущих государств по численности населения: по состоянию на 1 января 1994 г.

– 148,4 млн. человек, из которых 108,4 млн. – жителей городов (73,1%) и 40 млн. – сельских жителей. На территории России проживает более 120 национальностей и народностей.

Из них: русских – 120 млн. человек (82’4 общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татар – 5,5 млн., чувашей – 1;8 млн., башкир – 1,3 млн., мордвы – 1,1 млн. Национальный состав наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности.

В 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Наша республика – страна с наибольшим количеством городских и сельских поселений: всего 1067 городов, в т.ч. 13 – с числом жителей свыше 1 млн.

человек, 2070 поселков городского типа, 1867 административных районов. Россия обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы.

Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. Ее отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире. Важную роль в и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г.

на всенародном референдуме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране. При демократическом политическом режиме, действующем в , должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву.

Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами.

Важнейшие из этих принципов возводятся в ранг конституционных и составляют основы строя.

Таким образом, основы конституционного строя* — это основные принципы, начала, лежащие в , формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя: — права и свободы человека, гражданина как высшая ценность; — народовластие и республиканская форма правления; — федеративное устройство; — разделение властей; — государственный суверенитет; — верховенство права; — политическое и идеологическое многообразие; — единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; — социальный характер государства; — светский характер государства; — признание и гарантирование местного самоуправления. Все эти положения собраны в Главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя».

Они определяют все последующее содержание Основного Закона и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений — возможно только принятие новой Конституции.

Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с .

Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ.

Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти.

Государственная власть в на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+