Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Как оформить иностранного гражданина на дистанционную работу

Как оформить иностранного гражданина на дистанционную работу

Аргументы «За»


Анализ позиции Минтруда РФ В статье 312.3 ТК РФ, на которую ссылаются письма Минтруда РФ, для дистанционных работников предусмотрен закрытый перечень обязанностей работодателя по обеспечению «безопасных условий и охраны труда», и указано, что «другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда .на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе» (ст.312.3 ТК РФ). Кратко перечислим обязанности по охране труда, которые остались у работодателя в отношении дистанционных работников (абз.

17, 20, 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ):

  1. Б) Выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и рассмотрение представлений органов общественного контроля;
  2. В) Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  3. А) Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Рассмотрим их более подробно. А) Обязательство работодателя по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний разбирается в ст.229.2 ТК РФ

«Порядок проведения расследования несчастных случае»

, Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967, Постановлении Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73

«Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

.

Вряд ли можно утверждать, что такие расследование и учет работодателем формально невозможны для дистанционных работников, работающих за пределами РФ. Но следует отметить, что фактическое проведение работодателем такого расследования на территории иностранного государства по сложности его осуществления, затратам времени и денежным расходам может значительно отличаться от аналогичного расследования на территории РФ.

Вовлечение государственного инспектора к такому расследованию, если возникнет такая необходимость, также может оказаться нетривиальной задачей. Б) Обязательство работодателя по выполнению предписаний предполагает составление таковых государственным инспектором по труду по результатам проверки выполнения работодателями обязательных требований охраны труда в отношении работников.

При этом не устанавливаются требования работодателя в части непосредственного обеспечения безопасных условий труда работников.

Таким образом, данное обязательство работодателя не представляется невозможным в отношении дистанционных работников, работающих за пределами РФ. Составление предписаний подробно рассматривается в п.7 Административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.10.2012 № 354н. В) Обязательство работодателя по обязательному социальному страхованию регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

, в котором в п.2 ст.17 «Права и обязанности страхователя» установлены обязанности работодателя по указанному обязательному страхованию работника, представленные в виде списка, содержащим подпункты 1 — 19.

Проанализировав каждый подпункт, можно также сделать вывод, что выполнение данных обязательств работодателем формально не является невозможным в случае дистанционного работника, работающего в иностранном государстве. Хотя выполнение некоторых подпунктов фактически может оказаться непростым делом, зависящим от характера дистанционной работы, например, расследование страхового случая, или предоставление заключения органа государственной экспертизы, если это окажется необходимым.

Напоминаем, трудовой договор о дистанционной работе не может быть заключен с иностранным гражданином если у него нет разрешения на работу. Аргумент в контексте закона «О специальной оценке условий труда» В дополнение к вышесказанному, письмами Минтруда РФ от 2017 года (**) подтверждается, что согласно ст.3 Федерального Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» «специальная оценка условий труда не проводится .в отношении условий труда надомников, дистанционных работников». (**) Письма Минтруда РФ от 28.08.2017 № 15-1/ООГ-2410 и от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568.

Согласно указанному Закону:

«предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи .с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие .требованиям охраны труда»

(ст.1) и «специальная оценка условий труда является единым комплексом .мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса .и оценке уровня их воздействия на работника» (ст.3).

Таким образом, данным законом предусмотрено исключение дистанционных работников в части реализации установленной данным Законом

«обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие .требованиям охраны труда»

. В частности, предусмотрено исключение для них обязанности работодателя по проведению комплекса

«мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса .и оценке уровня их воздействия на работника»

.

Аргумент «За» в письмах Минфина Также, в письмах Минфина РФ 2018 — 2020 гг.

(***) разъясняется порядок налогообложения в ситуации, когда «трудовой договор о дистанционной работе предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве» и происходит «выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации».

(***) разъясняется порядок налогообложения в ситуации, когда

«трудовой договор о дистанционной работе предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве»

и происходит «выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации». То есть Минфин РФ не видит каких-либо ограничений в части заключения трудового договора о дистанционной работе при осуществлении трудовой деятельности за пределами РФ. (***) Письма Минфина РФ от 8.05.2019 № 03-04-05/33559, от 1.08.2018 № 03-04-06/54321, от 13.07.2018 № 03-15-06/48881, от 21.02.2018 № 03-04-05/10825, от 18.01.2018 № 03-04-05/2325 Аргумент «За» в Налоговом кодексе РФ Налоговым кодексом РФ прямо указан такой вид дохода физических лиц, как «вознаграждение за выполнение трудовых .

обязанностей . за пределами РФ» (пп.6 п.3 ст.208 «Доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ» главы 23 «Налог на доходы физических лиц»).

Согласно п.2 ст.223 главы 23 НК РФ трудовые обязанности подразумевают трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом):

«при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом)»

. Каких-либо особенностей для дистанционных работников, которые трудятся за рубежом, НК прямо не устанавливает. Аргумент «За» в Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс устанавливает, что место труда дистанционного работника не находится под контролем работодателя, а значит не находится под контролем работодателя и обеспечение безопасных условий труда такого места выполнения дистанционным работником трудовой функции: «Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети „Интернет“» (ст.312.1 ТК РФ).

Трудовой кодекс также не содержит запрета на заключение трудового договора о дистанционной работе в зависимости от места такой работы, — на территории РФ или вне территории РФ.

Перевод иностранного гражданина на дистанционную работу

Тонкости и нюансы перевода на удаленную работу, а также алгоритм правильного оформления нужных кадровых документов рассмотрим в статье.

Что имеется в виду под удаленной работой?

Как такового понятия «удаленная работа» в трудовом законодательстве нет. Это, скорее, общепринятое выражение, которое означает, что работник выполняет свою работу удаленно от места нахождения работодателя.

Если же рассматривать вопрос с точки зрения закона, то под это определение можно подвести два вида работы: дистанционную работу и работу на дому. Как правило, когда работодатели говорят об удаленной работе, чаще всего имеется в виду именно дистанционная работа, а работа на дому в силу своей специфики в настоящее время используется достаточно редко.

Можно ли нанять на удаленную работу иностранного гражданина?

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, можно ли нанять на работу иностранного гражданина (Украина), постоянно проживающего в своей стране, удалённо? Работа в области IT. Задание будет получать по интернет, выполненную работу присылать также.

Какие юридические особенности оформления таких трудовых отношений, если они возможны.

13 Марта 2018, 12:53, вопрос №1933105 Татьяна, г.

Москва Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 9,8 Рейтинг Правовед.ru 6991 ответ 3101 отзыв эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 9,8рейтинг
  2. эксперт

Здравствуйте, Татьяна.Минтруд неоднократно (например, в Письме Минтруда России от 07.08.2015 N 17-3/В-410) высказывался, что нельзя заключить трудовой договор с иностранцем о дистанционной работе, если тот находится вне пределов РФ.Особенности регулирования труда дистанционных работников определены главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом (статья 312.1 Трудового кодекса). Вместе с тем, учитывая положения статьи 312.3 Трудового кодекса об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения статьи 13 Трудового кодекса о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным.

Следовательно, Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.рекомендуют заключать гражданско-правовой договор оказания услуг (выполнения работ).

13 Марта 2018, 13:24 1 0 410 ответов 106 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Челябинск Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день!По смыслу удаленная работа по законодательству это дистанционная работа. Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности) (ч.

1 ст. 312.1 ТК РФ). Это значит, что работодатель не предоставляет удаленному работнику рабочее место и не осуществляет над ним непосредственный контроль, а все контакты между ними происходят удаленно, в том числе с помощь телефона или электронной почты (путем взаимного обмена электронными документами (ч.

5 ст. 312.2 ТК РФ)).Поэтому со всеми дистанционными работниками работодатели обязаны заключать трудовые договоры о дистанционной работе. В том числе и с иностранцами, которые работают за пределами России. Прямых ограничений для заключения такого договора в Трудовом кодексе нет.

Но то же время, согласно ст. 13 ТК РФ, вышеуказанный кодекс действует только на территории РФ. А значит, привлечь удаленного сотрудника к ответственности, опираясь на нормы российского трудового права мы не сможем.Также, в соответствии со ст.

312.3 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников (и, следовательно, платить за них страховые взносы в ФСС). А сделать это (обеспечить условия труда) для дистанционных работников, работающих за пределами РФ, практически невозможно.Отсюда следует вывод, что безопасным способом установления трудовых отношений, т.е. заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами, возможно только с помощью гражданско-правового договора.ГПХ с удаленным иностранным работником регулируется Гражданским кодексом РФ.

И Трудовой кодекс к ним применяться не может.

Иностранный удаленный работник будет выполнять работу по ГПД подряда или договора оказания услуг.При этом у него можно не требовать: трудовую книжку, документы воинского учета, пенсионное свидетельство (СНИЛС), разрешение на работу или патент. Требование этих документов регламентируется Трудовым кодексом РФ, а этот нормативный документ при заключении гражданско-правового договора с иностранцем за пределами РФ применить нельзя можем.Не стоит также забывать, что гражданско-правовой договор предполагает:отсутствие контроля со стороны заказчика.
Требование этих документов регламентируется Трудовым кодексом РФ, а этот нормативный документ при заключении гражданско-правового договора с иностранцем за пределами РФ применить нельзя можем.Не стоит также забывать, что гражданско-правовой договор предполагает:отсутствие контроля со стороны заказчика.

Т.е. нельзя следить за отработанными часами сотрудника, устанавливать последнему режим труда и отдыха, распорядок и т.п.; установление срока окончания договора, даже если стороны планируют его продлить (ст.

ст. 708, 783 ГК РФ); отсутствие гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом. Заказчик не предоставляет отпуск, не создает безопасные условия труда, не оплачивает больничные листы и т.п. (ч. 8 ст. 11 ТК РФ). В противном случае договор будет признан трудовым.

Не нужно прописывать НДФЛ в гражданско-правовом договоре с иностранцем.

13 Марта 2018, 13:27 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 16 Ноября 2015, 18:10, вопрос №1041786 07 Октября 2017, 20:04, вопрос №1773221 05 Сентября 2012, 10:50, вопрос №15954 25 Января 2013, 12:35, вопрос №39357 23 Января 2017, 12:58, вопрос №1509253 Смотрите также

Тест для самопроверки

  • В данном случае вообще нельзя подписывать трудовой договор.
  • Договор можно подписать электронной подписью.
  • Российская компания привлекла для удаленной работы в колл-центре физических лиц, постоянно проживающих в Казахстане. С каждым из них оформлен договор подряда. Вознаграждение по договору выплачивается ежемесячно. По какой ставке нужно удержать НДФЛ?
    • 13 процентов.
    • 30 процентов.
    • 0 процентов.
    • Налог не удерживается.
  • Данная сумма в расчете 6-НДФЛ не указывается.
  • Какую дату выплаты дохода нужно указать в разделе 2 расчета 6-НДФЛ в отношении вознаграждения, выплачиваемого российской компанией гражданину Армении, постоянно проживающему в Армении и оказывающему российской компании по договору оказания услуг консультационные услуги в связи с вводом в эксплуатацию нового оборудования?

    • Дату выплаты (перечисления) денег.
    • Последний день месяца, за который начислено вознаграждение.
    • Дату подписания акта оказанных услуг.
    • Данная сумма в расчете 6-НДФЛ не указывается.
  • Дату подписания акта оказанных услуг.
  • 30 процентов.
  • 0 процентов.
  • 13 процентов.
  • Договор заключается через консульства РФ и Белоруссии путем заверения соответствующих экземпляров работника и работодателя.

  • Дату выплаты (перечисления) денег.
  • Договор потребуется подписать лично, можно обменяться документами по почте.

  • Последний день месяца, за который начислено вознаграждение.
  • Налог не удерживается.
  • Российская компания нашла программиста, постоянно проживающего в Белоруссии, который готов взяться за работу по сопровождению имеющегося в фирме программного обеспечения.

    Программист прислал заверенную нотариусом копию своей трудовой книжки. Как правильно оформить трудовой договор о дистанционной работе с таким сотрудником?

    • Договор можно подписать электронной подписью.
    • Договор потребуется подписать лично, можно обменяться документами по почте.
    • В данном случае вообще нельзя подписывать трудовой договор.
    • Договор заключается через консульства РФ и Белоруссии путем заверения соответствующих экземпляров работника и работодателя.

Популярное за неделю165 2808 44121 88341 79179 590

Временно пребывающие визовые иностранные граждане

Для прибытия в Россию граждан большинства стран дальнего зарубежья требуется виза. Получение разрешительной документации для данной категории иностранных граждан является достаточно трудоемкой и длительной процедурой.

Для начала будущему работодателю необходимо обратиться в центр занятости населения с заявкой о потребности в иностранных специалистах.

Если центр занятости в течение месяца не подберет подходящих специалистов на открытые вакансии из российских граждан, компания сможет обратиться в МВД за получением разрешения на привлечение иностранцев. Для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в МВД подается заявление о выдаче разрешения, а также квитанция об оплате пошлины в размере 10 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника.

Разрешение выдается сроком на один год в течение 30 календарных дней (с даты получения МВД необходимых документов). После, для того чтобы получить разрешение на работу для работника, в МВД подаются следующие документы:

  1. заявление по форме, утвержденной ;
  2. медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний;
  3. копия документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
  4. квитанция об оплате госпошлины в размере 3500 руб. за выдачу разрешения.
  5. цветная фотография сотрудника-иностранца;
  6. сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции;

Копии документов, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы на территории РФ. Решение о выдаче разрешения МВД принимает в течение 15 рабочих дней со дня, когда были поданы все необходимые документы.

Для того, чтобы въехать на территорию РФ и получить готовое разрешение на работу, иностранец должен получить приглашение на въезд.

Документы для получения приглашения на рабочую визу могут быть поданы одновременно вместе с комплектом документов для получения разрешения на работу.

Перечень документов для получения приглашения в МВД:

  1. оригинал документа, удостоверяющего личность представителя приглашающей стороны;
  2. копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  3. ходатайство по форме, утвержденной ;
  4. гарантийные письма приглашающей стороны об обязательстве, о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранца на период пребывания в РФ;
  5. квитанция об оплате госпошлины за выдачу приглашения в размере 800 руб.

Приглашение оформляется в течение 20 рабочих дней со дня подачи документов. Компания получает готовое приглашение, затем отправляет его будущему работнику, на его основании работник получает визу в консульском учреждении, приезжает в Россию и получает уже готовое разрешение на работу.

Правительство может устанавливать квоты на выдачу разрешений на работу для временно прибывающих визовых иностранных граждан. определяется потребность в иностранных работниках в целом, а определяются квоты по отраслям на 2018 год.

Иностранец должен быть застрахован на весь период трудоустройства. Полис ДМС предоставляет сам иностранец, либо компания может заключить соответствующий договор со страховой компанией.

Прием на удаленную работу иностранца

Добрый день, Анна! Можем ли мы в такой ситуации принять на удаленную работу иностранца? Как на нас это может сказаться?

Ведь надо отчитаться в ФМС, а ФМС в свою очередь передает сведения в налоговую по МО…АннаПо общему правилу иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность только в том регионе, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Но из этого правила имеются исключения. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФот 28 июля 2010 г. N 564н 1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее — иностранный гражданин), временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по следующим профессиям и должностям:Список большой, приводить его весь не буду, ознакомитесь сами, укажу лишь некоторые: профессии рабочих; руководители учреждений, организаций и предприятий; руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб); руководители функциональных и других подразделений и служб; руководители малых учреждений, организаций и предприятий.Этим работникам разрешено работать в других субъектах, но с обязательным условием, что а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;При этом б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.Таким образом, если работник-венесуэлец, имеющий разрешение на работу в МО, входит в число профессий и должностей, указанных в вышеприведенном приказе, то он может кратковременно работать и в других субъектах РФ, в том числе в Москве, при направлении его туда в командировку или если его работа носит разъездной характер.

N 564н 1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее — иностранный гражданин), временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по следующим профессиям и должностям:Список большой, приводить его весь не буду, ознакомитесь сами, укажу лишь некоторые: профессии рабочих; руководители учреждений, организаций и предприятий; руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб); руководители функциональных и других подразделений и служб; руководители малых учреждений, организаций и предприятий.Этим работникам разрешено работать в других субъектах, но с обязательным условием, что а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;При этом б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.Таким образом, если работник-венесуэлец, имеющий разрешение на работу в МО, входит в число профессий и должностей, указанных в вышеприведенном приказе, то он может кратковременно работать и в других субъектах РФ, в том числе в Москве, при направлении его туда в командировку или если его работа носит разъездной характер. Но в любом случае вы обязаны уведомить о заключении трудового договора УФМС по МО. С уважением, Роман

Работник-иностранец в удаленном доступе

«Кадровик.

Кадровое делопроизводство», 2012, N 6 РАБОТНИК-ИНОСТРАНЕЦ В УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ Автор рассказывает об особенностях заключения трудового договора для работы в удаленном доступе с работниками — гражданами других государств.

В практике работы с иностранным персоналом нечасто, но случается необходимость привлечения иностранного специалиста к работе в режиме удаленного доступа.

Как правило, подобные случаи имеют место, когда иностранец по каким-то причинам (личного или законодательного характера) привязан к территории (конкретному месту) вне местонахождения потенциального нанимателя. Примером могут послужить иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

(ред.

от 06.12.2011, далее — Закон о правовом положении иностранных граждан, Закон) они не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, а также избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта. Кроме того, данная категория иностранцев не вправе осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого им разрешено временное проживание. В итоге потенциальный наниматель, будучи территориально расположен в другом субъекте России, не имеет возможности привлекать иностранного специалиста, в котором он заинтересован, по месту своего нахождения.

Прежде чем начать рассмотрение вопроса об оформлении иностранных работников на дистанционную работу (в какой бы форме такая работа ни выполнялась), необходимо сформировать четкое представление о возможности привлечения и использования иностранных работников, чтобы «желания» потенциального работодателя (заказчика работ/услуг) совпадали с «возможностями» российского законодательства.

Ограничения для иностранных работников Прежде всего, в соответствии с ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Вместе с тем условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентируются Законом о правовом положении иностранных граждан. Так, иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных п.

1 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан.

Собственно, ограничения и определяют возможности использования труда иностранцев в России (в том числе работы в удаленном доступе). Условно их можно разделить на «принципиальные», «профессиональные» и «территориальные».

Принципиальные ограничения на использование труда иностранца вытекают из основного правила Закона в части, касающейся участия иностранных граждан в трудовых отношениях, а именно: — иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации при наличии разрешения на работу (правило действует на иностранных граждан вне зависимости от того, в визовом или безвизовом порядке они въехали в Российскую Федерацию); Профессиональные ограничения касаются: — возможности иностранным гражданам занимать определенные должности.

Перечень таких должностей установлен ст.

14 Закона о правовом положении иностранных граждан; — возможности иностранным гражданам быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2002 N 755

«Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»

, ред.

от 04.02.2011); — возможности иностранным гражданам быть принятым на работу в организации, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли.

Так, иностранные граждане не вправе быть трудоустроены в организации, заявившие при государственной регистрации предприятий виды экономической деятельности 52.25.1 (розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво), 52.31 (розничная торговля фармацевтическими товарами), 52.62 (розничная торговля в палатках и на рынках), 52.63 (прочая розничная торговля вне магазинов) (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086

«Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации»

). Территориальные ограничения связаны: — с посещением иностранными гражданами ряда территорий, организаций и объектов, расположенных на территории Российской Федерации.

Перечень таких территорий, организаций и объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754

«Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»

(ред.

от 14.07.2006). Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 утвержден Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (ред. от 29.06.2011); — с возможностью осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранным гражданам выдано разрешение на работу или разрешено временное проживание.

Перечисленные выше ограничения на использование труда иностранных граждан необходимо учитывать до момента оформления отношений с иностранным работником, чтобы не войти в конфликт с Законом и не попасть под санкции, установленные КоАП РФ. Однако, даже приняв решение о целесообразности и возможности в рамках действующего законодательства использовать труд иностранных специалистов, наниматель при оформлении с ними отношений должен учитывать также и то, что порядок их привлечения и использования (независимо от формы такого привлечения и использования) во многом зависит от их правового статуса в Российской Федерации.

Однако, даже приняв решение о целесообразности и возможности в рамках действующего законодательства использовать труд иностранных специалистов, наниматель при оформлении с ними отношений должен учитывать также и то, что порядок их привлечения и использования (независимо от формы такого привлечения и использования) во многом зависит от их правового статуса в Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации определяется: — порядком въезда в Российскую Федерацию (порядок и правила привлечения и использования иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, отличаются от порядка привлечения и использования иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы).

Государства, с которыми Российской Федерацией заключены Соглашения о безвизовом порядке въезда: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Украина, Таджикистан; — порядком пребывания иностранных граждан в Российской Федерации (порядок и правила привлечения и использования иностранных работников, постоянно проживающих в Российской Федерации, отличаются от такого порядка в отношении временно проживающих иностранных граждан и временно пребывающих иностранных граждан); — международными соглашениями с участием Российской Федерации (Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 27.11.2009, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Корея от 10.11.2010

«О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства»

установлен упрощенный порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников из Белоруссии, Казахстана, Франции и Республики Корея); — основанием для определения правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации вне зависимости от режима его въезда в Российскую Федерацию можно считать уровень вознаграждения за труд, которое работодатель готов выплачивать работнику с учетом его специальных знаний и квалификации. Именно величина вознаграждения определяет статус иностранного работника как высококвалифицированного специалиста и возможность привлечения и использования такого специалиста в упрощенном порядке.

Таким образом, правила привлечения к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина могут различаться в зависимости от его правового статуса в Российской Федерации.

Именно соблюдение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности определяет порядок взаимодействия работодателя с органами исполнительной власти и, как следствие, безопасность ведения бизнеса. В зависимости от правового статуса иностранцев, которым они обладают на территории России, можно выделить следующие категории иностранных граждан, порядок и правила привлечения которых к трудовой деятельности существенно различаются (в том числе в случае работы в удаленном доступе): — иностранные граждане из государств с безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию (как отдельную категорию необходимо выделить граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан); — иностранные граждане из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию (отдельно необходимо рассматривать граждан Франции, работающих в рамках двустороннего Соглашения между нашими странами); — иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации (вне зависимости от режима въезда); — иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Российской Федерации (вне зависимости от режима въезда); — иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты. Граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан Значительный резонанс в бизнес-сообществе в настоящее время вызвало трехстороннее Соглашение между Россией, Казахстаном и Белоруссией, которое регулирует порядок осуществления трудовой деятельности граждан Белоруссии и Казахстана на территории Российской Федерации.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (далее по тексту — Соглашение) вступило в силу с 1 января 2012 г. В соответствии со ст. 3 Соглашения гражданам Белоруссии и Казахстана в Российской Федерации не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности (разрешений на работу).
В соответствии со ст. 3 Соглашения гражданам Белоруссии и Казахстана в Российской Федерации не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности (разрешений на работу).

Соглашение действует по всей территории России (за исключением территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан и территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение (Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754

«Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»

, ред.

от 14.07.2006, и Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470

«Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»

, ред.

от 29.06.2011)). Соответственно, исчезают территориальные ограничения их работы в Российской Федерации, установленные для временно пребывающих иностранных граждан, которым для осуществления трудовой деятельности в России разрешение на работу необходимо.

Кроме того, Соглашение распространяет свое действие и на граждан Белоруссии и Казахстана, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, тем самым позволяя им осуществлять трудовую деятельность за пределами региона, где им разрешено временное проживание. Соглашение регулирует порядок осуществления трудовой деятельности трудящимися-мигрантами.

Под трудящимся-мигрантом Соглашением понимается лицо, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность в рамках трудового договора на территории государства другой стороны. Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — это в том числе лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Соответственно, граждане Белоруссии и Казахстана, получившие разрешение на временное проживание и работающие по трудовому договору в Российской Федерации, признаются трудящимися-мигрантами и на них в полном объеме распространяется действие Соглашения.

Однако необходимо принимать во внимание, что Соглашение действует только в отношении граждан Белоруссии и Казахстана, работающим в Российской Федерации по трудовому договору.

Специалистам из Белоруссии и Казахстана, работающих в рамках гражданско-правовых договоров, по-прежнему необходимо получать разрешения на работу. Соответственно, на них распространяются нормы Закона, согласно которым временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а получивший разрешение на временное проживание — вне пределов субъекта, на территории которого ему разрешено временное проживание. Получается, что работать в удаленном доступе они могут, только находясь на территории субъекта, где им выдано разрешение на работу и разрешено временное проживание.

Таким образом, говоря о работе в удаленном доступе в Российской Федерации данной категории иностранных граждан, необходимо учитывать следующее: — временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации граждане Белоруссии и Казахстана, работающие по гражданско-правовым договорам, должны находиться на территории действия разрешения на работу и разрешения на временное проживание, так как Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н

«Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

не распространяет свое действие на иностранных граждан, работающих по гражданско-трудовому договору; — территориальные ограничения по месту нахождения работника не распространяются на граждан Белоруссии и Казахстана, временно пребывающих в Российской Федерации и заключивших с нанимателем трудовой договор, а также имеющих вид на жительство в Российской Федерации, независимо от формы заключенного с нанимателем договора. Таким образом, использовать их для работы в удаленном доступе можно в любом регионе России.

Кроме того, на работодателя (заказчика работ/услуг), привлекающего к трудовой деятельности на основании трудового договора граждан Белоруссии и Казахстана, не распространяется обязанность по уведомлению органов ФМС России и службы занятости населения о привлечении и использовании иностранных работников по следующей причине. В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, о расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Таким образом, данная обязанность действует в отношении работодателя только в случае привлечения и использования им для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан (прибывших в порядке, не требующем получения визы), имеющих разрешение на работу.

Следовательно, положение, предусматривающее необходимость уведомления перечисленных органов исполнительной власти о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежит применению в отношении работающих в Российской Федерации по трудовым договорам граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан ввиду отсутствия у них необходимости оформлять разрешения на работу. Однако нанимателям, заключившим с указанными иностранными гражданами гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), по-прежнему придется направлять соответствующие уведомления в органы ФМС России и службы занятости, поскольку, как говорилось выше, данной категории иностранцев необходимо оформлять разрешение на работу. Соответственно, их наниматели подпадают под положение нормы Закона, обязывающей уведомлять о привлечении и использовании иностранных работников органы исполнительной власти.

Организациям, использующим на территории России труд граждан Белоруссии и Казахстана в режиме удаленного доступа, также необходимо принимать во внимание свои обязательства перед ними в части, касающейся миграционного учета.

В соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ

«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

(ред. от 03.12.2011, далее — Закон о миграционном учете иностранных граждан) иностранные граждане подлежат в России миграционному учету по месту пребывания.

Срок, в течение которого граждане Белоруссии и Казахстана подлежат постановке на миграционный учет, различается для специалистов, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Так, трудящиеся-мигранты из указанных государств освобождаются от постановки на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Российскую Федерацию. Однако в соответствии с Соглашением статус трудящегося-мигранта приобретается гражданами Белоруссии и Казахстана по заключении трудового договора с работодателем. В случае если на момент въезда в Российскую Федерацию у мигранта отсутствует трудовой договор, он подлежит постановке на миграционный учет на общих условиях.

Для того чтобы воспользоваться указанной преференцией, ему необходимо в течение 7 рабочих дней заключить с работодателем трудовой договор.

Тогда он получает статус трудящегося-мигранта и, соответственно, освобождается от постановки на миграционный учет на 30 дней. Что касается граждан указанных государств, работающих в России по гражданско-правовым договорам, как уже говорилось выше, Соглашение на них не распространяется и они подлежат миграционному учету в общем порядке. Обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет несет «принимающая сторона».

В качестве принимающей стороны могут выступать: — гражданин Российской Федерации, у которого иностранный гражданин фактически проживает. Если принимающей стороной выступает указанное лицо, которое в установленном порядке уведомляет органы миграционного учета о постановке иностранца на миграционный учет, наниматель обязанности по осуществлению миграционного учета иностранного специалиста не несет; — однако часто граждане России, у которых иностранцы фактически проживают, по тем или иным причинам оказывают им в миграционном учете, ограничиваясь только предоставлением помещения для проживания.

В таком случае организации, привлекающей иностранных специалистов, целесообразно выступить принимающей стороной по отношению к своим работникам, тем более что такая возможность ей предоставлена Законом о миграционном учете иностранных граждан. В данной ситуации в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в качестве принимающей стороны указывается организация-работодатель (заказчик работ/услуг), а в качестве места пребывания — место фактического жительства иностранного специалиста или место осуществления им трудовой деятельности (в случае если они не совпадают). Уведомление в таком случае представляется в орган миграционного учета по месту пребывания иностранца (как правило, направляется почтовым отправлением).

2. Володин Е. Алгоритм действия работодателя при найме иностранного работника. Методические рекомендации для субъектов малого и среднего предпринимательства г.

Москвы, разработанные в рамках проекта

«Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы (НПП МБМ)»

.

М.: ЗАО

«Московское агентство по развитию предпринимательства»

, 2010. 3. Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции.

Бюро Международной организации по миграции (Бюро МОМ) в Москве. М.: НП МАТМ, 2010. 72 с. 4. Пустозерова В. М. Проблемы, ошибки, доказательства.

Судебная практика работодателей, использующих труд наемных работников // Кадровик. 2011. N 11. 6. Волох В. А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономические аспекты привлечения и использования иностранной рабочей силы: Монография.

М.: Спутник+, 2010. 252 с. 7.

Воронина Н. А. Миграционное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы: Монография. М.: Спутник+, 2010. 221 с.

Как оформить временно пребывающих без визы

Безвизовый въезд установлен для граждан всех стран СНГ, кроме Туркмении, а так же для граждан иных государств, например, Турция, Израиль. Такие иностранцы, с 2015 года принимаются на работу на основании патента.

До 2015 года для трудоустройства выдавались разрешения на работу. Они остаются действительными до истечения срока их действия.

Патенты на работу иностранцам выдаются на срок от 1 до 12 месяцев. Чтобы оформить патент, в течение 30 дней со дня въезда в РФ иностранец должен подать заявление в МВД. При себе ему нужно иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (сертификат) и другие .

Размер платы за патент зависит от срока его действия и региона, в котором иностранец собирается трудиться. Патент действует только в том субъекте РФ, где был получен. Если в нем будет указана профессия, иностранный гражданин не сможет работать в этом регионе по другой специальности.

Удаленный иностранный работник

Приходилось ли вам когда нибудь сталкиваться с приемом на работу безвизового иностранного гражданина, проживающего за пределами территории России? В своей практике я столкнулась с приемом на работу гражданина Казахстана в компанию, у которой нет обособленного подразделения, филиала или представительства в Республике Казахстан, но сотрудник, который может представлять интересы компании в своем государстве очень был нужен. Ведь получается, что иностранный гражданин, проживая за пределами РФ, осуществляет трудовую деятельность на Российскую компанию удаленно.

Возникает вопрос, как оформить удаленного иностранного работника на работу, если он не является резидентом РФ, чтобы не нарушить законодательство и не заплатить штраф. Специалисты Минтруда России выразили свое мнение в письме от 07.08.2015 № 17-3/В-410, которое заключалось в том, что Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами, проживающими за пределами территории России. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников.

Так как иностранный работник проживает на территории другого государства, данное условие становится невозможным.

Кроме того, в статье 13 Трудового кодекса РФ говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

, действие данного закона распространяется только на тех иностранных граждан, которые находятся непосредственно на территории РФ. Отсюда следует вывод — на иностранцев, находящихся за границей и работающих на российского работодателя дистанционно, действие ТК РФ и Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ не распространяется, поскольку их место работы расположено за пределами РФ.

На основании вышеизложенного, а также во избежание проблем со страховыми и налоговыми отчислениями, рекомендуется заключить с гражданином Казахстана гражданско-правовой договор, и указать в тексте договора применимое право. Уведомлять о заключении договора ФМС не потребуется, так как иностранец не будет работать на территории Российской Федерации и на него не распространяются требования Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ об уведомлении ФМС. Выплата налогов и взносов Вознаграждение за выполнение работ для российской компании с территории другого государства относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп.

6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Если ваша компания выплачивает такие доходы иностранцу, который не является налоговым резидентом Российской Федерации, они НДФЛ не облагаются (п.

1 ст. 207 НК РФ, письмо Минфина России от 31.03.2014 № 03-04-06/14026).

В данной ситуации иностранный работник не обязан уплачивать, а бухгалтер российской компании не обязан удерживать НДФЛ. Начисление страховых взносов и выплаты пособия происходят только в том случае, если иностранный работник является застрахованным лицом. Если же иностранец работает за пределами Российской Федерации, его нельзя отнести к категории застрахованных лиц, соответственно платить за него пенсионные взносы, взносы на обязательное медицинское страхование, взносы и пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не нужно.

Единственные взносы, которые возможно придется начислять, это взносы на случай травматизма и профессиональных заболеваний. Начисление этих взносов не зависит от места жительства иностранца, въезда его на территорию РФ, продолжительности пребывания в России или за рубежом. Для их начисления и уплаты важен вид договора с иностранцем.

В случае заключения с иностранным гражданином гражданско-правового договора, стороны могут договориться, уплачивать или не уплачивать взносы на случай травматизма с дохода исполнителя. Хочется отметить то, что величина тарифа взносов на случай травматизма не зависит ни от вида договора, ни от статуса иностранца.

Компания применяет те тарифы, которые установлены ей на текущий год региональным отделением ФСС РФ. А если компания заключила с иностранцем трудовой договор, то она обязана в обязательном порядке уплачивать взносы на случай травматизма. Такие правила установлены в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

(далее — Закон № 125-ФЗ).

А теперь давайте разберемся, какой договор нужно заключить с иностранцем, который будет выполнять работу удаленно. Трудовой договор Существует два мнения о заключении, именно, трудового договора с иностранцем: 1. Заключение трудового договора с удаленным иностранным работником не запрещается, поскольку Трудовой кодекс не содержит прямого запрета заключать трудовые договоры о дистанционной работе с иностранными гражданами, находящимися в другом государстве и выполняющими свою трудовую функцию за пределами территории Российской Федерации.

На это нет указания ни в статье 20, ни в главе 49.1 Трудового кодекса РФ.

Косвенно на правомерность трудовых отношений с удаленным иностранцем указывают письма Минфина России от 15.07.2015 № 03-04-06/40525, от 05.03.2015 № 03-04-06/11830 и от 02.04.2015 № 03-04-06/18203. В них даны разъяснения по удержанию НДФЛ из доходов дистанционных иностранных работников.

То есть Минфин России допускает заключение трудовых договоров о дистанционной работе с иностранными гражданами, не въезжающими на территорию России.

Косвенно на правомерность трудовых отношений с удаленным иностранцем указывают письма Минфина России от 15.07.2015 № 03-04-06/40525, от 05.03.2015 № 03-04-06/11830 и от 02.04.2015 № 03-04-06/18203.

В них даны разъяснения по удержанию НДФЛ из доходов дистанционных иностранных работников.

То есть Минфин России допускает заключение трудовых договоров о дистанционной работе с иностранными гражданами, не въезжающими на территорию России.

2. Заключение трудового договора с удаленным иностранным работником трудовым законодательством не предусмотрено, но по мнению специалистов Минтруда России (письмо от 07.08.2015 № 17-3/В-410), Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим за пределами территории России. Основанием для такого вывода послужили следующие рассуждения. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников.

А в случае их проживания на территории другого государства это становится невозможным. Кроме того, в статье 13 Трудового кодекса говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации.

Вот и получается, раз не запрещено, значит можно, но не советуют, чтобы избежать компании негативных последствий.

Гражданско-правовой договор Если компания только планирует сотрудничество с иностранным гражданином, находящимся за пределами Российской Федерации, то безопаснее и выгоднее заключить гражданско-правовой договор на выполнение разовых работ:

  1. договор подряда;
  2. возмездного оказания услуг.

Сторонами гражданско-правового договора будут являться заказчик и исполнитель (подрядчик). В договоре необходимо указать и установить способ делового взаимодействия, так как стороны удалены друг от друга:

  1. по телефону;
  2. и другие средства связи.
  3. по скайпу;
  4. по электронной почте;

Также необходимо установить порядок обмена подписанными экземплярами договора, установить срок направления подтверждения о получении электронных документов от другой стороны. Установленный порядок обмена документами должен предполагать соблюдение требований Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

При заключении договора гражданско-правового характера с иностранца не нужно требовать:

  1. разрешение на работу или патент на право ведения трудовой деятельности в России.
  2. трудовую книжку;
  3. пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС);
  4. документы воинского учета;

У него достаточно запросить скан копию паспорта с переводом, а также банковские реквизиты для произведения расчета с исполнителем (подрядчиком) за выполненные работы (услуги).

Также хочу заметить, что заказчик не имеет права устанавливать и проверять режим работы, вести на удаленного иностранного работника табель учета рабочего времени и т.п. Размер вознаграждения указывается в договоре или в дополнительном соглашении и в обязательно должен быть предусмотрен порядок безналичного перечисления денег исполнителю. Вознаграждение может перечисляться как в рублях, так и в иностранной валюте.

С нерезидентами российская компания вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Можно свободно использовать иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Оплата производится только по достижении результата или выполнении этапов работ.

Эти факты стороны фиксируют подписанием актов выполненных работ (этапов работ). При заключении гражданско-правового договора иностранному гражданину не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, также отпуск без сохранения заработной плати или учебный отпуск. не оплачиваются больничные листы и не обеспечиваются безопасные условия труда.

Данные трудовые гарантии и компенсации распространяются только на граждан, к которыми заключен трудовой договор.

Что касается срока действия договора гражданско-правового характера, в нем указывается дата окончания работ, даже если стороны не планируют прекращать сотрудничество (ст. 708 и 783 Гражданского кодекса РФ). Договор можно пролонгировать на следующий срок или заключить новый договор.

Иностранный работник на "удаленке": договор, НДФЛ, взносы

Трудовые отношения с удаленным иностранным работником. В период экономической нестабильности, когда каждая организация экономит каждую копейку, особенно актуальными становятся трудовые отношения с удаленными иностранными работниками. Это будет, как дистанционный трудовой договор с иностранцем, так и гражданско-правовой договор (ГПХ) с удаленным иностранным работником.

Чаще всего договор на дистанционную работу с иностранцами заключается с нашими бывшими соотечественниками из стран СССР. Плюсов от таких отношений будет много: они говорят по-русски, а значит с ними не будет языкового барьера, расценки на услуги относительно дешевы. Рассмотрим трудовые отношения с иностранными гражданами на удаленке:

  1. и другое.
  2. страховые взносы с доходов иностранца работающего удаленно из страны пребывания;
  3. налогообложение дистанционных договоров с иностранными гражданами: НДФЛ с доходов иностранных граждан при дистанционной работе, НДФЛ с иностранцев работающих по договорам гражданско-правового характера; Важно правильно определить .
  4. трудовой договор о дистанционной работе с иностранцем;
  5. заключение договора оказания услуг с иностранным гражданином;

Итак, что же такое дистанционная работа?

Дистанционная работа Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности) (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Это значит, что работодатель не предоставляет удаленному работнику рабочее место и не осуществляет над ним непосредственный контроль, а все контакты между ними происходят удаленно, в том числе с помощь телефона или электронной почты (путем взаимного обмена электронными документами (ч. 5 ст. 312.2 ТК РФ)). Поэтому со всеми дистанционными работниками работодатели обязаны заключать трудовые договоры о дистанционной работе.

В том числе и с иностранцами, которые работают за пределами России.

Прямых ограничений для заключения такого договора в Трудовом кодексе нет. Но то же время, согласно ст. 13 ТК РФ, вышеуказанный кодекс действует только на территории РФ.

А значит, привлечь удаленного сотрудника к ответственности, опираясь на нормы российского трудового права мы не сможем. Также, в соответствии со ст. 312.3 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников (и, следовательно, платить за них страховые взносы в ФСС). А сделать это (обеспечить условия труда) для дистанционных работников, работающих за пределами РФ, практически невозможно.

Отсюда следует вывод, что безопасным способом установления трудовых отношений, т.е. заключение трудового договора о дистанционной работе с иностранными гражданами, возможно только с помощью гражданско-правового договора. Гражданско-правовой договор с иностранцем.

ГПХ с удаленным иностранным работником регулируется Гражданским кодексом РФ. И Трудовой кодекс к ним применяться не может. Иностранный удаленный работник будет выполнять работу по ГПД подряда или договора оказания услуг.

При этом у него можно не требовать: трудовую книжку, документы воинского учета, пенсионное свидетельство (СНИЛС), разрешение на работу или патент. Требование этих документов регламентируется Трудовым кодексом РФ, а этот нормативный документ при заключении гражданско-правового договора с иностранцем за пределами РФ применить нельзя можем. Не стоит также забывать, что гражданско-правовой договор предполагает:

  1. отсутствие контроля со стороны заказчика. Т.е. нельзя следить за отработанными часами сотрудника, устанавливать последнему режим труда и отдыха, распорядок и т.п.;
  2. установление срока окончания договора, даже если стороны планируют его продлить (ст. ст. 708, 783 ГК РФ);
  3. отсутствие гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом. Заказчик не предоставляет отпуск, не создает безопасные условия труда, не оплачивает больничные листы и т.п. (ч. 8 ст. 11 ТК РФ). В противном случае договор будет признан трудовым.

Не нужно прописывать НДФЛ в гражданско-правовом договоре с иностранцем.

Существенным условием гражданско-правового договора будет предмет договора.Обратите внимание на то, чтобы предмет договора имел возможность быть исполненным удаленно.

Например, «создать сайт» или «осуществить написание теста» и т. д. Сторонами договора будут заказчик и исполнитель (подрядчик). Отдельно рассмотрите порядок обмена электронными документами, на которых необходима подпись сторон договора.

Здесь рекомендую воспользоваться требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Также в договоре нужно прописать порядок обмена электронными документами через электронную почту и по иным каналам связи. Размер вознаграждения определяется сторонами договора (ст.

709 и 781 Гражданского кодекса).

Оплата производится только по достижении результата или выполнении этапов работ.

Эти факты стороны фиксируют подписанием актов выполненных работ (этапов работ).

В договоре предусмотрите порядок безналичного перечисления денежных средств исполнителю. Выплата иностранному физическому лицу производится в рублях, и в иностранной валюте. Таким образом с иностранцем можно заключить гпх в валюте.

С нерезидентами российская организация производит валютные операции без ограничений (ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Можно свободно использовать иностранную валюту и рубли (п.

9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Налоги и страховые взносы при ГПХ с иностранным гражданином Налог на доходы физических лиц. В соответствии с Налоговым кодексом РФ иностранное физическое лицо, постоянно проживающее за пределами РФ не является налоговым резидентом, также в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации, а значит ндфл с физ.лица-иностранца, работающего за пределами РФ не удерживается.

Страховые взносы с доходов иностранных работников на дистанционной работе. В этом случае главным значением будет место нахождения работника-иностранца при выполнении трудовой функции, т.е. на территории РФ или за пределами, и правовое положение такого работника в РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ иностранные граждане, постоянно или временно проживают на территории РФ, подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если трудятся на территории РФ. В силу ст. 10 Федерального закона N 326-ФЗ постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов семей таких сотрудников, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст.

13.5 Федерального закона N 115-ФЗ) будут застрахованными лицами и будут подлежать обязательному медицинскому страхованию.

Кроме того, обязательному пенсионному страхованию подлежат помимо постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовые договоры на неопределенный срок либо срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. С выплат в пользу иностранных застрахованных работников работодатель обязан начислять страховые взносы в общеустановленном порядке. При этом, исходя из положений п.

1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ, ст.

10 Федерального закона N 326-ФЗ иностранные граждане, работающие за пределами территории РФ по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному медицинскому страхованию не подлежат. Следовательно, выплаты российской организацией в пользу иностранных граждан, которые трудятся удаленно по месту жительства в иностранном государстве, не подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. Исключением будут только взносы на травматизм.

На граждан России этот вид страхования распространяется только в том случае, если это предусмотрено в гражданско-правовом договоре.

В случае с дистанционным работником, не являющимся гражданином России и выполняющим работу на территории иностранного государства, это становится обязанностью работодателя.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+