Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Если сумма взятки превышает один миллион рублей

Если сумма взятки превышает один миллион рублей

Если сумма взятки превышает один миллион рублей

Комментарий к Статье 290 УК РФ


1. Общественная опасность преступления состоит в том, что данная форма коррупционного проявления подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы.

Опасность деяния обусловливается также тем, что оно зачастую связано с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Нередко оно оказывает непосредственное содействие проявлениям организованной преступности, которая парализует нормальное функционирование хозяйственной и управленческой системы государства. 2. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2.1. Предмет посягательства определяется собирательным понятием «взятка» и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

2.2. Под деньгами (валютой) понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. К ним относят банковские билеты ЦБР, металлическую монету, валюту.

В настоящее время в обращении в Российской Федерации находятся следующие денежные знаки: банковские билеты ЦБР — банкноты (бумажные деньги) достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей и разменная металлическая монета достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. К валюте РФ относятся: находящиеся в обращении, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБР и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБР с соответствующими органами иностранного государства об использовании на его территории валюты РФ в качестве законного платежа. Иностранная валюта — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п.

2 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ).

——————————— СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. 2.3. В соответствии со ст.

142 ГК ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: чеки, векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, акции и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (см. ст. 143 ГК). Ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

2.4. Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, включая ювелирные и другие бытовые изделия, а также их лом, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лома таких изделий. В качестве иного имущества могут также выступать различные промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.

2.5. Выгоды имущественного характера могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства. Это может быть и капитальный ремонт автомашины, и оплаченная туристическая путевка, и строительство дачи и т.п. (см. п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.). 2.6. Любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить в приговоре денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов.

3. Объективная сторона получения взятки состоит из следующих признаков: а) получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера; б) получение взятки за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых лиц. 3.1. Получение взятки лично предполагает не только ее получение непосредственно должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. 3.2. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление.

УО посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33, т.е. тогда, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении коммент. преступления (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

3.3. Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением следующих альтернативных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица; б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения; в) общее покровительство и попустительство по службе; г) попустительство по службе. 3.4. Первая форма получения виновным взятки охватывает такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно могло или обязано было выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Субъект, не выходя за рамки служебной компетенции, мог или обязан был совершить определенные законные правомерные действия (бездействие).

К такого рода действиям (бездействию) можно, в частности, отнести принятие решений по кадровым вопросам, распоряжение денежными средствами либо выделение государственных кредитов и т.д. В результате исполнения таких действий (бездействия) создаются определенные выгоды материального характера для передающего их лица или представляемых им лиц, которые могут быть выражены в том или ином решении должностного лица, имеющем значение юридического факта, и состоять в физической, информационной и иной помощи. Действия (бездействие) в контексте коммент.

статьи представляют собой реальное или возможное поведение за переданное вознаграждение, т.е.

совершение или несовершение какого-либо действия (бездействия) в пользу перечисленных в диспозиции нормы лиц, причем содержание термина «в пользу» понимается законодателем достаточно широко — от имущественных или организационных выгод до создания благоприятных условий или обстоятельств в отношении взяткодателя.
совершение или несовершение какого-либо действия (бездействия) в пользу перечисленных в диспозиции нормы лиц, причем содержание термина «в пользу» понимается законодателем достаточно широко — от имущественных или организационных выгод до создания благоприятных условий или обстоятельств в отношении взяткодателя.

Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления осознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя.

Вместе с тем состав преступления имеет место как в случаях, когда удовлетворяются личные интересы самого взяткодателя, так и в тех ситуациях, когда он представляет интересы третьих лиц. К их числу могут относиться близкие виновному люди либо организации (предприятия, учреждения), от имени и по поручению которых он действует. 3.5. Вторая форма действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в способствовании должностного лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия), не входящих в его служебные полномочия.

В п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 отмечается, что под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткодателя.

При этом следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. 3.6. Третья форма действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в общем покровительстве. При покровительстве конкретные действия должностного лица в отношении взяткодателя специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что передающиеся материальные ценности или оказываемые услуги имущественного характера вручаются должностному лицу с целью удовлетворения личных интересов взяткодателя или интересов представляемых им лиц, поскольку общее покровительство имеет своей конечной целью — совершить или не совершить то или иное действие (бездействие).

Например, общее покровительство (протекционизм) может облекаться в конкретные преступные проявления, заключающиеся в необоснованной поддержке подчиненного при продвижении по службе, его поощрении, выдаче незаслуженных вознаграждений и других поощрениях, отпуске руководителям и представителям организаций и фирм товаров, пользующихся повышенным спросом, совершении других действий, не вызываемых необходимостью. К общему покровительству необходимо отнести и иные действия, не связанные со служебной подчиненностью, осуществляемые с целью возможного совершения выгодных взяткодателю действий в будущем.

3.7. Четвертая форма — попустительство по службе в обязательном порядке должно выражаться в конкретном виде, а именно: в необоснованном отсутствии реагирования должностного лица на различные упущения по службе, волоките, бюрократизме, дисциплинарном проступке, непресечении неправомерных или преступных действий. К попустительству по службе необходимо относить непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия и т.д.

3.8. В науке и на практике различают две формы получения незаконного вознаграждения: а) взятка-подкуп, когда она получена виновным до совершения в интересах дающего желательного действия (бездействия) и сам факт передачи вознаграждения (или договоренность о нем) обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица; б) взятка-благодарность, когда она вручается после совершения должностным лицом соответствующего действия (бездействия).
3.8. В науке и на практике различают две формы получения незаконного вознаграждения: а) взятка-подкуп, когда она получена виновным до совершения в интересах дающего желательного действия (бездействия) и сам факт передачи вознаграждения (или договоренность о нем) обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица; б) взятка-благодарность, когда она вручается после совершения должностным лицом соответствующего действия (бездействия).

При этом незаконная материальная благодарность-вознаграждение за уже содеянное принимается виновным при отсутствии какой-либо предварительной договоренности об этом вознаграждении, когда виновный совершает должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. При этом необходимо отметить, что в самом УК РФ не проводится разграничения взятки на подкуп и вознаграждение. Закон не требует ни предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем о характере и содержании действий, совершаемых за взятку, ни обусловленности действий взяткой.

Необходимо лишь, чтобы между дачей взятки и использованием служебного положения была непосредственная связь, т.е.

чтобы взятка была получена виновным в связи с действиями, совершенными с использованием должностного положения, и вне зависимости от того, имелась ли об этом предварительная договоренность и были ли действия взяткополучателя заранее обусловлены взяткой. Получение должностным лицом не предусмотренного законом вознаграждения, переданного или с целью побудить к определенным действиям, или как оплата-благодарность за уже содеянное, — это лишь разновидности взяточничества как одного из проявлений коррупции.

В поведении должностного лица, принимающего материальное вознаграждение, даже не обусловленное предварительной договоренностью, за уже совершенное действие (бездействие) по службе, содержатся все необходимые элементы состава получения взятки: должностное лицо получает взятку за действия, которые оно совершило благодаря своему служебному положению в интересах дающего, так же как в действиях лица, передающего это вознаграждение, содержится состав дачи взятки.

Таким образом, должностное лицо, принявшее незаконное вознаграждение за действия, совершенные по службе, виновно во взяточничестве и тогда, когда эти действия были им совершены без расчета на последующее получение взятки. 3.9. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 время передачи незаконного вознаграждения (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию не влияет.

Вместе с тем в практике правоприменительных органов нередко возникает вопрос об отграничении взятки-благодарности и обычного подарка. Сложность состоит в определении той границы, которая отделяет преступное поведение должностного лица от дисциплинарного проступка.

3.10. Действующее уголовное законодательство не содержит положений, определяющих размер минимального вознаграждения, отделяющего уголовно наказуемую взятку-благодарность от обычного подарка. Вместе с тем вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как уголовно наказуемая взятка независимо от размера в следующих случаях: а) если имело место этого вознаграждения; б) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа; в) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие). Если же вознаграждение передавалось должностному лицу (государственному гражданскому или муниципальному служащему) в знак благодарности за уже выполненное им правомерное действие (бездействие) при отсутствии предварительной договоренности о его совершении, следует руководствоваться положениями ст.

575 ГК, т.е. необходимо иметь в виду, что размер полученного вознаграждения не превышает пяти МРОТ . ——————————— Трудно согласиться с автором коммент.

к статье в том, что вознаграждение, стоимость которого не превышает пяти установленных законом МРОТ, в указанном случае не может признаваться взяткой. В ст. 575 ГК речь идет о подарке (запрещении дарения), а в коммент. статье говорится не о подарке, а о взятке.

Разграничение между подарком и взяткой следует проводить по мотивации дарения. Подарок вручается человеку, в том числе должностному лицу, за его морально-нравственные, профессионально-этические качества и не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия.

Взятка же вручается должностному лицу за желательное для дарителя или представляемого им лица поведение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Примеч. науч. ред. 3.11. Состав преступления — формальный. Получение должностным лицом незаконного вознаграждения считается оконченным (составом) преступлением в момент принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей (если они передавались по частям) независимо от того, выполнило ли должностное лицо обусловленные взяткой действия или нет, собиралось оно выполнять эти действия или нет.

3.12. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

3.13. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица получить (дать) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало. 4. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом.

Должностное лицо (взяткополучатель) осознает, что ему вручается взятка за совершение действий по службе в интересах дающего ее, т.е.

что оно получает противоправную материальную выгоду, и желает ее получить.

При этом виновный преследует корыстную цель. Данная цель хотя и не указана непосредственно в законе, но вытекает из самой сущности анализируемого преступления, поэтому является обязательной.

4.1. Составом получения не охватываются действия должностного лица, которое при получении материальных ценностей или выгод имущественного характера вводит дателя вознаграждения в заблуждение, вселяя в него уверенность в том, что оно передается за выполненную работу, в качестве уплаты штрафа и т.д. 5. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см.

п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Часть 2 предусматривает в качестве квалифицирующего признака получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Под незаконными действиями должностного лица необходимо понимать неправомерные действия, которые не вытекают из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения, т.е. это такое поведение виновного, которое выходит за пределы его служебных полномочий, либо действие (бездействие), хотя и входящее в круг полномочий должностного лица, но при данных обстоятельствах не подлежащее исполнению ввиду отсутствия оснований для его совершения.

В любом случае это активное или пассивное поведение виновного, связанное с нарушением обязанностей по службе. Незаконными действия (бездействие) признаются тогда, когда они носят умышленный характер и нарушают нормы законов, относящихся к любой отрасли права (являются правовыми деликтами).

7. Особо квалифицирующим признаком является совершение деяний, предусмотренных ч. 2 или 3 лицом, занимающим: а) государственную должность РФ; б) государственную должность субъекта РФ; в) должность главы местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285). 7.1. В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления, организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по ст.
В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления, организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290 (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

8. Часть 4 предусматривает наиболее строгую ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 или 3 коммент. статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере. 8.1. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении (ч.

2 ст. 35). Получение взятки группой лиц по предварительному сговору будет иметь место в случаях, когда два и более должностных лица заранее договорились о ее совместном получении. При этом не имеет значения, какая сумма была получена каждым из этих лиц.

Необходимо лишь установить, что все участники группы являлись должностными лицами.

Иные не являющиеся должностными лица, входящие в состав группы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33. 8.2. Преступление признается оконченным (составом) в момент получения взятки хотя бы одним должностным лицом, при этом не имеет значения, осознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют другие должностные лица.

8.3. Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.

8.4. Соглашение на совместное совершение преступления всегда должно быть предварительным, заключенным до начала непосредственного совершения посягательства. Промежуток времени между сговором и началом непосредственного осуществления посягательства в данном случае решающей роли не играет.

Соглашение может иметь место перед самым началом выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления, либо может быть отдалено от них каким-то временным отрезком, т.е. на стадии приготовления к преступлению.

Способ соглашения юридического значения не имеет, важно только установить, что сговор касался основных признаков задуманного конкретного преступления.

9. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.

3 ст. 35). Организованной группе присущ признак устойчивости, которая характеризуется более или менее длительным существованием группы, прочностью связей между ее участниками, известным распределением ролей между лицами, заранее объединившимися для совершения одного или нескольких преступлений, и т.п. 9.1. В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, могут входить, кроме должностных лиц, и иные лица, не являющиеся должностными, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления или нескольких преступлений. 9.2. Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом.

Другие участники организованной группы несут ответственность как соисполнители за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч.

4 ст. 34 как организаторы, подстрекатели либо пособники за деяния, предусмотренные ст. 290 и 291. 9.3. Пресечение преступной деятельности на стадии создания организованной группы или группы лиц по предварительному сговору необходимо квалифицировать как приготовление к преступлению по ч. 1 ст. 30 и п. «а» ч. 4 ст. 290.

10. Получение взятки, сопряженное с ее вымогательством, означает требование должностным лицом передачи ему незаконного вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или предоставления услуг имущественного характера под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам граждан либо поставить последних в такие условия, при которых они вынуждены дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для их правоохраняемых интересов (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10.1. Должностное лицо, вымогающее взятку, может высказывать различные угрозы взяткодателю лично либо через посредника или же не высказывать их, но умышленно не выполнять своих прямых функциональных обязанностей и действий, в которых заинтересован взяткодатель, тем самым нарушая права и законные интересы граждан, принуждать их к совершению противоправных действий — передаче незаконного вознаграждения. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имело место вымогательство, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги или другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу (см. п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10.2. Вымогательство взятки отсутствует в ситуациях, когда виновный требует взятку, угрожая совершением законных действий в отношении взяткодателя, или когда должностное лицо требует взятку, но не подкрепляет это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

11. Крупный размер взятки исчисляется в денежном выражении и в соответствии с примеч.

к коммент. статье должен превышать 150 тыс. руб. на момент совершения преступления.

В случае если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. 11.1. Если виновный, имея умысел на получение незаконного вознаграждения в крупном размере, по не зависящим от него причинам смог получить лишь часть взятки на сумму, не превышающую 150 тыс. руб., содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки в крупном размере по ч.

3 ст. 30 и п. «г» ч. 4 ст. 290.

12. Деяние, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к преступлениям средней тяжести; деяния, указанные в ч. 2 и ч. 3 анализируемой нормы, являются тяжкими преступлениями; деяние, предусмотренное ч.

4, — особо тяжкое преступление.

Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния

Это необязательно «денежные» подарки.

Для того, чтобы при «дарении» попасть под пристальный взгляд полицейских, необходимо и достаточно выполнения следующих условий:

  1. В отношении задействовано гражданское лицо и госслужащий;
  2. Эти два лица выполняют какие-либо действия в отношении друг друга.

Любой обмен между гражданином и государственным служащим — это преступление, наказание за которое регламентировано 290 статьей УК РФ. Гражданин при этом считается взяткодателем, а государственный служащий — взяткополучателем.

При этом подчеркивается, что в таких отношениях одна сторона — это обязательно либо государственный служащий, либо работник муниципальной структуры, а вторая сторона — гражданин.

Подобные действия, совершенные между двумя гражданами, взяткой не являются. Какие же действия могут выполняться лицом, принявшим взятку?

  • Попустительство, которое будет выражаться в бездействии, или, к примеру, сокрытии неточностей при выполнении определенного задания, освобождении от части трудовых обязанностей и т.д.
  • Поручительство: перенос некоторых задач на собственные плечи, помощь в решении трудовых задач и так далее.
  • Помощь в продвижении по карьерной лестнице.

Если человека «поймали» за взятку, он будет наказан в соответствии со статьями кодексов административной или уголовной ответственности. Любой предмет, даже банальная коробка конфет, которая очень часто подносится в качестве благодарности за какое-либо совершенное действие, будет считаться взяткой, если она повлияет на дальнейшие действия чиновника, получившего такой «презент». Хотя, если предмет взятки по-настоящему малозначимый, или человек сможет доказать, что он не имел злого умысла, прокуратура может посчитать данное преступление малозначимым со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для того, чтобы суровость наказания соответствовала бы тяжести преступления, взятки классифицируются в зависимости от той суммы, которая была передана лицу. Если должностному лицу были переданы деньги в размере 25000 рублей и более, это — значительная сумма взятки.

Если сумма «подарка» перевалила за 150000 рублей, тогда такое преступление карается ещё суровее. Это — крупный размер взятки. Самое тяжелое нарушение по данной статье — передать деньги свыше миллиона рублей.

За особо крупный размер взятки, коим считается переданная сумма денежных средств в таком объеме, следует наиболее суровое наказание. Если же гражданин передал государственному служащему более одного миллиона рублей, такая взятка будет считаться совершенной в особо крупном размере. Совершенно необязательно «подносить» деньги.

Можно дать любую вещь, и уже попасть под статью, если стоимость «поданной» вещи превышает 3000 рублей. Если вы дали взятку и вас поймали, но размер взятки минимальный, судья может закрыть дело. Однако это происходит довольно редко, т.к. основываясь на действующей судебной практике взяткой считается абсолютно любая сумма или подарок.
основываясь на действующей судебной практике взяткой считается абсолютно любая сумма или подарок. Поэтому такие действия целиком и полностью возлагаются на усмотрение судьи.

Если человек решил передать не деньги, а какие-либо ценности, действия такого человека рассматриваю в аспекте гражданского законодательства, соответствующая статья которого называет взяткой только то, стоимость чего превышает 3000 рублей. Практически всех в интернете беспокоит ответ на один вопрос: что будет, если «неудачно» сделать подарок? Формирование финального наказания зависит от множества факторов, главный из которых – размер подношения.

Соответствующая статья уголовного законодательства говорит о том, что если у взятки отсутствует признак значимости, наказание за такое деяние будет определено в виде штрафных санкций, а также возможности тюремного заключения.

Если «подарок» был сделан должностному лицу, и это установленный факт, нарушитель просто будет оштрафован.

Исходя из всего вышесказанного, можно резюмировать следующее:

  • Взятка должностному лицу в более крупном размере – это более крупный штраф и более долгое отлучение от общества (до 3 лет).
  • Особо крупный размер взятки карается тюремным заключение от 7 до 12 лет, а также крупным денежным штрафом, среди которого выделяют основной (70-90 кратная сумма взятки) и вспомогательный (70-кратная сумма взятки).
  • Простая взятка карается денежным штрафом и изоляцией от общества на срок до 24 месяцев. Сумма штрафа определяется как размер взятки, умноженный на число от 15 до 30.
  • Если человек, давший взятку, занимает важный пост в учреждении, в дополнение к основному наказанию ему могут также запретить работать по определенным должностям в течение 3 лет.

Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки.

Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:

  1. взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
  2. взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
  3. взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;

Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки.

Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги.

Размер взятки в этих случаях определяет эксперт. В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере. Статья за взятку в размере до 10 тыс.

руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле.

Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс.

руб. За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:

  1. за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.
  2. лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;

Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз. Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них.

Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство. В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку. Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс.

    руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;

  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн.

    руб.;

  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн.

    руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн.
    руб. до 4 млн. руб.
  • Комментарий к Ст. 290 УК РФ

    1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы.

    Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

    Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п.

    9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

    Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также ). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу). 2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки.

    Часть 1 комментируемой статьи 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

    Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

    Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой.

    Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

    Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

    Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью.

    Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

    При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

    Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность.

    В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия).

    В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)). Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка.

    Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс.

    руб. Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону.

    , который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения. Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

    Действия посредника в получении или даче взятки следует . 3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи 290 УК преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки.

    Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления.

    Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления.

    При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

    4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

    Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

    При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч.

    2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.). Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки.

    Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п.

    «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

    Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по и соответствующей части ст. 290 УК. Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч.

    3 ст. 30 и соответствующая часть ). 5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

    Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по .

    Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом. В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество.

    Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

    Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения ().

    6. Мотивом получения взятки является корысть.

    Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

    7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст.

    ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

    8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс.

    руб. 9. В ч. 3 комментируемой статьи 290 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие).

    Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п.

    10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). 10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч.

    ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч.

    ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи: а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см.

    ч. 3 ст. 35 УК); б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере.

    Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

    Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е.

    со ссылкой на ст. 33 УК. В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии).

    Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

    Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс.

    руб. Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

    Анализ действующей редакции комментируемой статьи 290 УК России позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч.

    5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч.

    5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

    Навигация по записям

    Случаи из жизни

    Не будем вспоминать дела давно минувших дней – госпожу Васильеву, например, с ее домашним арестом.

    В сентябре 2016 года взят с поличным при получении взятки, которая составляет 7 миллионов рублей, заместитель начальника управления экономической безопасности МВД Захарченко. Следствие по делу продолжается.

    Но, товарищ, скорее всего, будет посажен. Интересно, а что его начальник? Так и продолжает работать? А новый заместитель таскает каштаны из огня?

    Очень глупо попался начальник Федеральной таможенной службы Бельянинов в июле 2016 года. Помогал незаконно провозить элитный алкоголь через границу беспошлинно. Скорее всего, его просто сковырнули, чтоб не мешался, а чтобы не сказал лишнего – упрятали за решетку.

    В том же июле попались тройкой заместитель начальника Следственного комитета Москвы Никандров, начальник собственной безопасности Максименко и его заместитель Ламонов на получении взятки в 1 миллион американских денег от уголовника. Этот уркаган скорее всего их и сдал.

    В советское время взяточничество строго наказывалось – до высшей меры наказания. Да и с учетом того, что все были друг у друга на виду и не жили в особняках с охраной, смысла хапать миллионные взятки не было – тратить то все равно особо было некуда. Ну, может быть, золотишко копить.

    И всегда была опасность, что твои же подельники могут сдать тебя не органам, так в горком партии – и вот, привет, или потеря теплого местечка вместе с партийным билетом или места не столь отдаленные. На этом с вами прощаюсь. Надеюсь, что тема затронута интересная, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях. А мы постараемся, чтобы наша информация была полезной.

    Виды взяток в зависимости от размера

    Для того, чтобы суровость наказания соответствовала бы тяжести преступления, взятки классифицируются в зависимости от той суммы, которая была передана лицу. Если должностному лицу были переданы деньги в размере 25000 рублей и более, это — значительная сумма взятки. Если сумма «подарка» перевалила за 150000 рублей, тогда такое преступление карается ещё суровее.

    Это — крупный размер взятки. Самое тяжелое нарушение по данной статье — передать деньги свыше миллиона рублей. За особо крупный размер взятки, коим считается переданная сумма денежных средств в таком объеме, следует наиболее суровое наказание. Если же гражданин передал государственному служащему более одного миллиона рублей, такая взятка будет считаться совершенной в особо крупном размере.

    Совершенно необязательно «подносить» деньги.

    Можно дать любую вещь, и уже попасть под статью, если стоимость «поданной» вещи превышает 3000 рублей. Если вы дали взятку и вас поймали, но размер взятки минимальный, судья может закрыть дело.

    Однако это происходит довольно редко, т.к. основываясь на действующей судебной практике взяткой считается абсолютно любая сумма или подарок. Поэтому такие действия целиком и полностью возлагаются на усмотрение судьи.

    Если человек решил передать не деньги, а какие-либо ценности, действия такого человека рассматриваю в аспекте гражданского законодательства, соответствующая статья которого называет взяткой только то, стоимость чего превышает 3000 рублей.

    Госдума обсудит 100-кратные штрафы за взятки в особо крупных размерах

    ВСЕ ФОТО

    Госдума во вторник рассмотрит во втором — основном — чтении президентские поправки в Уголовный кодекс и КоАП РФ по «совершенствованию госуправления в области противодействия коррупции» Законопроектом вводится дифференциация ответственности за дачу взятки в зависимости от ее размера Само понятие подразделяется на четыре вида: так называемая «обычная взятка» — до 25 тысяч руб, в значительном размере — от 25 тысяч рублей и до 150 тысяч рублей, в крупном размере — от 150 тысяч руб до 1 млн руб и в особо крупном размере — свыше 1 млн руб Госдума во вторник рассмотрит во втором — основном — чтении президентские поправки в Уголовный кодекс и КоАП РФ по «совершенствованию госуправления в области противодействия коррупции». Речь прежде всего идет о введение стократного штрафа за получение взятки в особо крупном размере.Законопроектом вводится дифференциация ответственности за дачу взятки в зависимости от ее размера.

    Само понятие подразделяется на четыре вида: так называемая «обычная взятка» — до 25 тысяч руб, в значительном размере — от 25 тысяч рублей и до 150 тысяч рублей, в крупном размере — от 150 тысяч руб до 1 млн руб и в особо крупном размере — свыше 1 млн руб.Если взятка не превышает 25 тысяч рублей, то основное наказания за ее получение составит штраф в размере от 12- до 60-кратной суммы незаконной «мзды» с лишением права занимать определенные должности либо ограничение свободы до трех лет, передает ИТАР-ТАСС. За особо крупный размер, то есть более 1 млн рублей, штрафные санкции будут варьироваться от 80-кратной до 100-кратной суммы «побора», а в случае избрания судом альтернативной, но более жесткой, меры наказания — тюремный срок взяточника составит от 8 до 15 лет с обязательным штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

    Правда, водится верхний предел всех штрафов за преступления, связанные со взятками — не более 500 млн рублей.Получение взятки чиновником (лично или через посредника) предлагается наказывать

    «штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки»

    (сейчас — от 100 до 500 тысяч), а если взятка была получена «в значительном размере», то тогда наказание может составить от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы полученного незаконного вознаграждения.Ужесточаются санкции и за дачу взятки — штраф по минимальному пределу теперь может составить «от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы с возможностью лишения свободы на срок до двух лет».

    А максимальное наказание по этой статье дойдет до девяностократной суммы взятки либо тюремного заключения от 7 до 12 лет против сегодняшних 200 тысяч руб. штрафа.В УК РФ также вводится и отдельная норма о посредничестве при взяточничестве. Под этим понимается

    «непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки»

    .

    Виновному придется заплатить штраф в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки или от 25 тысяч до 500 млн руб. По этой статье предусмотрено также лишение права занимать определенные должности, а также возможность тюремного заключения на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.

    Также предусмотрена санкция в виде лишения свободы

    «до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки»

    .Как заявил ИТАР-ТАСС первый зампред профильного комитета по законодательству Владимир Груздев, ко второму чтению было предложено внести в текст президентской редакции 7 поправок, ключевой из который является повышение нижнего предела по штрафам по «коррупционным» составам преступлений — не менее 5 тысяч рублей.

    Какие действия могут считаться совершенными за взятку?

    1. Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
    2. Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.
    3. Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
    4. Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
    5. Попустительство в любой форме;

    Виды взяток

    По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:

    1. явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
    2. завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.

    Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка.

    С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия.

    Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.

    Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

    1. «Об обеспечении безопасности XXIX Всемирной зимней универсиады 2020 года в г. Красноярске» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности XXIX Всемирной зимней универсиады 2020 года в г. Красноярске»)
    2. «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
    3. «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    Судебная практика по статье 290 УК РФ:

    1. Постановлением прокурора Калининградской области от 24 мая 2008 года в отношении Садыкова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.

      1 ст. 290 УК РФ. Постановлением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 мая 2008 года Садыкову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

    2. Как установлено судом, 1 апреля 2015 г. в отношении Чебокчиновой Н.М., являющейся педагогическим работником, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      Поскольку максимальное наказание за умышленное деяние, предусмотренное частью 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлено в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет то согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, по подозрению в совершении которого Чебокчинова Н.М подвергалась уголовному преследованию, относится к умышленным тяжким преступлениям.

    3. Суд кассационной инстанции, соглашаясь с данным выводом суда, указал в своем постановлении, что поскольку диспозиция ст. 290 УК РФ не содержит специального признака преступления — совершение преступления сотрудником органа внутренних дел, то признание судом при осуждении Степанова А.С. по данной статье обстоятельством, отягчающим наказание, предусмотренным п.

      «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ — совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, является правильным.

    +Еще.

    ○ Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?

    Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица.

    Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме. Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет? 1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям.

    С ним защищаться будет проще. 2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман.

    Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.

    3. Используйте все возможные способы защиты: — Записи с камер наблюдения по месту работы.

    — Показания коллег, которые слышали ваш разговор.

    — Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство. — Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.

    4. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

    В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния.

    Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение; тяжелая жизненная ситуация и т.д.

    [ ] Видео Взятка в 45 миллионов.

    Чиновник требует деньги за место в детском саду.

    Взятка в школе: задержана директор. Оборотни в погонах — Канал особо опасный юрист. Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

    Можно ли избежать наказания за дачу взятки?

    Взяткодатель может освободиться от административной и уголовной ответственности в следующих случаях:

    1. Поможет правоохранительным органам раскрыть цепочку преступлений, в которых задействована группа взяткодателей;
    2. Если будет доказано, ;
    3. Если он в ходе добровольной явки в правоохранительные органы заявит от своей причастности к даче взятки;

    Для того чтобы следует заручиться поддержкой квалифицированного .

    Об автореАдвокат по уголовным делам.

    Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +