Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - 85 контроль за соблюдением условий коллективных договоров и соглашений

85 контроль за соблюдением условий коллективных договоров и соглашений

85 контроль за соблюдением условий коллективных договоров и соглашений

10. Обязательность выполнения коллективных договоров,


Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора Комментарий к статье 42 Стороны коллективного договора самостоятельно определяют порядок разработкипроекта коллективного договора и его заключения. При этом они должны основываться на общих принципах социального партнерства и установленных ТК, иными федеральными законами процедурах ведения коллективных переговоров. Среди вопросов, решаемых сторонами при определении порядка разработки проекта коллективного договора, наиболее важны следующие: количество участников коллективных переговоров, конкретное место их проведения, техническое обеспечение переговорного процесса, процедура обсуждения проекта коллективного договора коллективом работников.

По сложившейся практике проект коллективного договора перед его подписанием сторонами рассматривается общим собранием (конференцией) работников организации. Статья 43. Действие коллективного договора Комментарий к статье 43 1.

Общие правила действия коллективного договора определяются Рекомендацией МОТ N 91, которая устанавливает, что: 1) всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора); 2) положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора; 3) положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.
Общие правила действия коллективного договора определяются Рекомендацией МОТ N 91, которая устанавливает, что: 1) всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора); 2) положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора; 3) положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

2. Срок действия коллективного договора определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Коллективный договор по общему правилу вступает в силу со дня подписания его сторонами. Он может вступать в силу со дня, установленного в самом коллективном договоре (как правило, это устанавливается при заключении нового Коллективного договора в период действия прежнего коллективного договора).

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ»О коллективных договорах и соглашениях», допускавшего действие коллективного договора и по истечении установленного срока вплоть до момента заключения нового коллективного договора, ТК определил, что по истечении срока, на который заключен коллективный договор, его действие прекращается. Стороны, однако, имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Такое продление действия коллективного договора осуществляется по соглашению сторон, для чего сторонам необходимо провести коллективные переговоры.

Количество продлений действия коллективного договора ТК не установлено.

Поэтому вполне реально, что стороны будут неоднократно продлевать действие одного и того же коллективного договора, проводя для этого соответствующие коллективные переговоры. 3. Наиболее эффективным регулятором трудовых отношений на локальном уровне может быть коллективный договор, стороной которого выступает коллектив работников в целом, а специфические интересы отдельных профессиональных групп учитываются в приложении к единому коллективному договору.

Очевидно, противоположное решение ранее было принято законодателем на основании права каждого представителя работников на ведение самостоятельных коллективных переговоров и на заключение самостоятельного коллективного договора. Правда, следствием такого решения являлась дифференциация условий труда, основанная только на членстве работников в различных профсоюзных организациях.

На настоящий момент действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, — на всех работников, занятых в соответствующем подразделении. 4. Поскольку обязательства по коллективному договору возникают непосредственно у работодателя, то факт расторжения трудового договора с руководителем организации, подписавшим коллективный договор, не влияет на действие последнего. Коллективный договор сохраняет свое действие также и в случае изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования.

5. По-иному решается вопрос о действии коллективного договора при реорганизации в иных формах и смене формы собственности организации. В этих случаях коллективный договор продолжает действовать лишь на протяжении ограниченного времени, по истечении которого он прекращается досрочно. При осуществлении реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

По окончании реорганизации действие коллективного договора прекращается. В том случае, когда происходит смена формы собственности организации, действие коллективного договора ограничено трехмесячным сроком со дня перехода право собственности.

Момент перехода права собственности определяется моментом его государственной регистрации (ст.

223 ГК). По истечении указанного срока действие коллективного договора прекращается. Установление ограниченного срока действия коллективного договора при смене формы собственности организации нам представляется крайне спорным, исходя из того что новый собственник по общему правилу приобретает организацию со всеми ее правами и обязанностями.

Однако в отношении исполнения прав и обязанностей, возникших из коллективного договора, законодатель устанавливает неприменимость данного общего правила, что представляется недостаточно обоснованным. Вместе с тем продолжение действия коллективного договора в течение именно трех месяцев с момента перехода прав собственности сопряжено с трехмесячным сроком проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора.

При выдвижении любой из сторон инициативы в начале коллективных переговоров относительно заключения нового коллективного договора или продления действия прежнего коллективного договора незамедлительно вслед за переходом прав собственности может быть обеспечена непрерывность коллективно-договорного регулирования.

Аналогично следует рассматривать и ситуацию, возникающую в ходе реорганизации организации. Любая из сторон вправе инициировать процедуру проведения коллективных переговоров о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего.

Вместе с тем представляется нереальным продление действия прежнего коллективного договора при осуществлении реорганизации в формах слияния и присоединения.

Данный вывод мы основываем на том, что в этих случаях неизбежно происходит расширение сферы действия коллективного договора, его распространение на работников, ранее охваченных иным коллективным договором либо находившихся вне коллективно-договорного регулирования. При осуществлении реорганизации в указанных формах целесообразно вести речь о заключении нового коллективного договора. 6. Учитывая свободу сторон в выборе предмета переговоров и порядка их проведения, следует признать, что коллективные переговоры о заключении нового коллективного договора могут завершиться принятием решения о продлении действия прежнего коллективного договора.

Возможна и обратная ситуация: окончание переговоров о продлении действия коллективного договора заключением нового коллективного договора. 7. Если организация ликвидируется, то коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации и прекращается в момент ликвидации организации.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК). Очередность удовлетворения претензий работников определяется гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 64 ГК претензии работников по оплате труда и выплате выходных пособий удовлетворяются во вторую очередь, претензии по осуществлению иных выплат (дополнительных компенсаций, социальных выплат) — в четвертую. Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора Комментарий к статье 44 Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров.

Порядок проведения таких переговоров по общему правилу аналогичен порядку, установленному для проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. В самом коллективном договоре может быть установлен иной порядок внесения в коллективный договор изменений и дополнений.

  • 06.12.2018306.18 Кб
  • 30.11.20183.14 Mб
  • 01.03.2016648.7 Кб
  • Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения Комментарий к статье 47 1. Стороны соглашения самостоятельно определяют порядок разработки проекта соглашения и его заключения. При этом они должны основываться на общих принципах социального партнерства и установленных ТК, иными федеральными законами процедурах ведения коллективных переговоров. Конкретные процедурные вопросы разработки проекта соглашения определяются соответствующей комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в рамках которой осуществляется конкретный переговорный процесс (Российская трехсторонняя комиссия, региональные, территориальные, отраслевые (межотраслевые) комиссии), либо комиссией, образуемой специально для ведения конкретных переговоров. При этом специальные комиссии, как правило, создаются для ведения переговоров, впервые проводящихся на соответствующем уровне. Необходимость создания специальной комиссии в данном случае диктуется отсутствием постоянно действующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Наиболее важными организационными вопросами, решаемыми на стадии начала коллективных переговоров, являются следующие: количество участников коллективных переговоров, конкретное место их проведения, техническое обеспечение переговорного процесса, обсуждение предварительных договоренностей руководящими органами (лицами) сторон коллективных переговоров. 2. Трудовой кодекс не содержит прямых ограничений относительно сроков проведения коллективных переговоров по разработке и заключению соглашения. При разработке соглашения не действуют правила, установленные для проведения коллективных переговоров по разработке коллективного договора, обязывающие стороны по истечении трех месяцев со дня начала переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Указанное правило, однако, не означает, что стороны соглашения не вправе по истечении определенного времени заключить его на согласованных условиях и продолжить переговоры по оставшимся неурегулированными разногласиям. Вместе с тем косвенные ограничения сроков проведения коллективных переговоров установлены применительно к соглашениям, по которым исполнение обязательств требует финансирования из соответствующих бюджетов. С целью обеспечения реальности обязательств по таким соглашениям они должны быть заключены (изменены) до окончания подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Правило, установленное ч. 2 ст. 47, не презюмирует незаконность соглашения, заключенного после внесения в представительный орган государственной власти проекта закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год. Однако следует иметь в виду, что финансовые обязательства органов государственной власти (органов местного самоуправления), включенные в соглашение, но необеспеченные финансированием из соответствующего бюджета, не имеют обязательной юридической силы. Части 3, 4 ст. 47 конкретизируют правило, указанное в ч. 2 ст. 47 применительно к различным уровням социального партнерства. Так, генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, необходимо заключать до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ не позднее 26 августа текущего года. Сроки внесения проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления определяются применительно к проекту бюджета субъекта РФ соответствующим законом субъекта Российской Федерации, а в отношении проекта бюджета муниципального образования — правовыми актами органа местного самоуправления. Региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования, по общему правилу должны заключаться до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 3. Часть 5 ст. 47 устанавливает процедуру привлечения к коллективным переговорам по заключению соглашений работодателей, не являющихся членами того объединения работодателей, которое ведет коллективные переговоры. Такие работодатели, получившие уведомление о начале коллективных переговоров, не обязаны в них участвовать, но должны проинформировать выборный орган первичной профсоюзной организации о возможности участия в коллективных переговорах. Решение работодателя об участии или отказе от участия в переговорном процессе может приниматься в ходе консультаций с указанным представителем работников. 4. Коллективные переговоры по разработке и заключению соглашения завершаются подписанием соглашения представителями сторон. Полномочия конкретного лица на подписание соглашения определяются законодательством, уставами соответствующих организаций работников и работодателей, решениями органов данных организаций. Процедура подписания соглашения определяется по соглашению сторон. Статья 48. Действие соглашения Комментарий к статье 48 1. Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТN 91. 2. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами. Трудовой кодекс ограничивает срок действия соглашения тремя годами. Конкретный срок действия соглашения может быть определен в самом соглашении. По истечении установленного срока действие соглашения прекращается. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия соглашения осуществляется по взаимному волеизъявлению сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Действие соглашения может быть продлено только один раз. 3. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют работодателей, в отношении которых действует то или иное соглашение. К ним относятся: 1) работодатели, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соответствующее соглашение, на момент заключения соглашения либо вступили в это объединение в период действия соглашения (даже если работодатель прекратил членство в объединении работодателей, он продолжает нести обязанности по соглашению); 2) работодатели, которые не являются членами объединения работодателей, но уполномочили объединение работодателей участвовать в коллективных переговорах от их имени; 3) работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения; 4) работодатели — государственные и муниципальные учреждения, иные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, если соглашение заключено от их имени органом государственной власти или органом местного самоуправления. Правила присоединения работодателей к соглашению законом не установлены и определяются на практике в самих соглашениях либо решениями комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. 4. Часть 5 ст. 48 определяет круг работников, в отношении которых действует соглашение. Ими являются работники, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подпадающими под действие соглашения. 5. Поскольку соглашения заключаются на пяти уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом. В таких случаях применению подлежат условия наиболее благоприятные для работников (условия, устанавливающие более высокий размер заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.). 6. Части 7, 8, 9 ст. 48 устанавливают особую процедуру — распространение действия соглашения на новых субъектов. Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ N 91 «О коллективных договорах». В ней определено, что «в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора». В соответствии с Рекомендацией для распространения действия договора необходимо, чтобы: а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся; б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей; в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания. Процедура распространения действия соглашения, предусмотренная ТК, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти. Предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда – Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения. Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в указанный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. В том случае, когда такой отказ не представлен, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. Решение относительно присоединения к соглашению принимается работодателем после консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, которая объединяет работников данного работодателя. Протокол соответствующих консультаций должен быть приложен к отказу от присоединения к соглашению. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе инициировать проведение консультаций с работодателем, отказавшимся присоединиться к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне. Участниками таких консультаций являются представители работодателя, представители первичной профсоюзной организации и сторон соглашения. Результатом этих консультаций является принятие работодателем окончательного решения о присоединении или отказе от присоединения к соглашению. 7. Соглашения должны быть опубликованы. По общему правилу порядок опубликования соглашений определяется их сторонами. Исключение составляют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне. Порядок их опубликования, а также опубликования предложения о присоединении к соглашению определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока соответствующий порядок не определен, предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в»Российской газете» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). Статья 49. Изменение и дополнение соглашения Комментарий к статье 49 1. Изменения и дополнения соглашения в течение срока его действия производятсятолько по взаимному согласию сторон, достигаемому в результате проведенияколлективных переговоров. Порядок проведения таких переговоров аналогичен порядку,установленному для проведения коллективных переговоров по заключению соглашения. В самом соглашении может быть установлен иной порядок внесения в него изменений и дополнений.
  • 01.03.2016743.66 Кб
  • 06.12.2018185.86 Кб
  • 01.03.201629.7 Кб
  • 01.03.201650.4 Кб
  • Статья 50.

    Регистрация коллективного договора, соглашения Комментарий к статье 50 1.

    Государство устанавливает обязательность государственной регистрации коллективного договора, соглашения. Обязанность направления коллективного договора, соглашения на государственную регистрацию возложена на работодателя, представителя работодателя (работодателей). Органом, осуществляющим регистрацию коллективного договора, соглашения, является соответствующий орган по труду федерального, регионального или территориального уровней (министерство, комитет по труду и т.п.).

    Уведомительная регистрация отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, проводится Федеральной службой по труду и занятости (п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

    N 324). Коллективный договор, соглашение направляются на регистрацию в течение семи дней со дня их подписания. 2. Государственная регистрация коллективного договора, соглашения носит уведомительный характер. Отсутствие государственной регистрации не влияет на юридическую силу коллективного договора, соглашения, которые вступают в силу со дня подписания или со дня, определенного в самом коллективном договоре, соглашении.

    Отсутствие государственной регистрации не влияет на юридическую силу коллективного договора, соглашения, которые вступают в силу со дня подписания или со дня, определенного в самом коллективном договоре, соглашении. 3. Орган, осуществляющий регистрацию коллективных договоров, соглашений, проводит проверку соответствия положений коллективного договора, соглашения законодательству о труде.

    В случае выявления условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, данный орган обязан сообщить об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, для устранения допущенного нарушения прав работников. Одновременно о выявленных нарушениях законодательства извещается соответствующая государственная инспекция труда. 4. Для признания недействительности условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников, не требуется принятия особых решений государственных органов.

    Такие условия недействительны с момента их принятия и не подлежат применению сторонами коллективного договора, соглашения.

    Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения Комментарий к статье 51 1. Организация контрольных механизмов является важным элементом осуществления социального партнерства. Становление надлежащим образом функционирующих процедур контроля за выполнением обязательств социального партнерства позволяет, с одной стороны, обеспечить фактическую реализацию принятых сторонами социального партнерства обязательств и, с другой стороны, способствовать развитию самих партнерских отношений.

    Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органам исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения.

    Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

    2. При осуществлении контроля любая из сторон вправе потребовать от другой стороны имеющуюся у нее информацию, необходимую для осуществления контроля. Стр 2 из 8 » Соседние файлы в предмете

    • 01.03.2016696.32 Кб
    • 06.12.2018306.18 Кб
    • 01.03.201629.7 Кб
    • 01.03.201650.4 Кб
    • 01.03.201647.1 Кб
    • 01.03.2016743.66 Кб
    • 06.12.2018185.86 Кб
    • 30.11.20183.14 Mб
    • 01.03.201616.67 Кб
    • 01.03.2016648.7 Кб
    • 01.03.2016100.9 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • 01.03.2016696.32 Кб
  • 01.03.201647.1 Кб
  • Соглашение — это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирования труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

    Соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком, чем организация, уровне. Их условия не могут быть ниже, чем в законодательстве.

    Они призваны укреплять их социальные гарантии, улучшать условия труда и быта, а не ухудшать положение работников. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрел не двух, как в коллективных договорах, социальных партнеров, а трех, добавив к работникам и работодателям еще исполнительный орган власти — как бы посредника между ними. Поэтому в соглашениях у нас, как правило, трипартизм.

    Но данный Закон допускает соглашения и двусторонние (без участия органа исполнительной власти или когда этот орган сам является работодателем), т. е. двупартизм. Это решают сами стороны.

    Введенная в этот Закон Федеральным законом от 1 мая 1999 г. новая ст. 20 предусматривает, что для обеспечения регулирования социально- трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия.

    В Федеральном законе

    «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

    от 1 мая 1999 г.1 указано, что основными целями этой постоянно действующей паритетной Комиссии являются регулирование социально- трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Задачи ее — подготовка и заключение генерального соглашения и контроль за его выполнением, урегулирование разногласий по отраслевым (тарифным) соглашениям.

    Задача социального партнерства — обеспечение гражданского согласия между работниками и работодателями с учетом их интересов. Виды соглашений и их участники. По количеству участников соглашения могут быть трех- и двусторонними.

    Профсоюзы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или его представителем, заключения с ними двусторонних соглашений.

    Они могут требовать такового, если орган власти является работодателем, например государственные и муниципальные организации.

    По сфере регулируемых отношений и уровню их заключения соглашения могут быть четырех видов: федеральные, отраслевые, субъекта Российской Федерации (их называют региональными) и территориальные (города, региона). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное (на федеральном уровне), региональное (субъекта Федерации), отраслевое (межотраслевое) тарифное, территориальное и иные. Каждый из этих уровней соглашений имеет своих конкретных участников, регулирует отношения лишь своей сферы действия (территории, отрасли) и устанавливает определенные законом и сторонами условия.

    1. Соглашение на федеральном уровне является генеральным, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории Российской Федерации.

    Оно заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. 2. Соглашение на уровне субъекта Федерации, т. е. региональное, заключается между объединением профсоюзов, объединением работодателей и правительством субъекта Федерации и действует лишь на его территории.

    Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Федерации, а также нормы оплаты труда и другие условия.

    3. Соглашения на отраслевом уровне заключаются соответствующим советом отраслевого профсоюза (например, химиков, машиностроителей) с отраслевым объединением работодателей (министерством) и Министерством труда и социального развития РФ (как исполнительным органом власти). Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли.

    Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли. Оно распространяется только на работников данной отрасли.

    4. Соглашения на территориальном уровне заключаются между представителями соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателями (объединениями работодателей) и органами исполнительной власти данной территории (городов, районов).

    Данное соглашение — специальный акт, устанавливающий условия решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с территориальными особенностями, т. е. это акт дифференциации трудового права, например районов Крайнего Севера, зон Чернобыльской аварии и т. д. Это специальное соглашение отражает и углубляет дифференциацию трудового права.

    Социально-партнерское соглашение — это акт, направленный на: повышение оплаты труда, компенсационных выплат в связи с ростом цен, инфляцией; улучшение охраны труда, техники безопасности, других условий труда и социально-бытового обслуживания, социального обеспечения работников и их семей; обеспечение занятости трудящихся, их переквалификации для этого; социальный мир работников и работодателей на производстве.

    Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации и административно- территориальных образований в составе ее субъектов могут быть соглашения: региональные — соответствующих профсоюзов, их объединений с объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями представительными их органами) и органом исполнительной власти субъекта Федерации; отраслевые (межотраслевые) тарифные — соответствующих профсоюзов (их объединений) с объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями органами) и органом по труду субъекта Федерации; территориальные — между соответствующими профсоюзами (их объединениями) и объединениями работодателей(иными уполномоченными работодателями органами) и соответствующим органом местного самоуправления.

    Указанные виды соглашений определяют и их участников по каждому из этих видов. Содержание и структуру соглашения определяют представители его сторон. Оно может предусматривать положения: о содействии занятости, переобучении работников, о льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места для труда инвалидов, несовершеннолетних; об оплате труда, механизме ее регулирования с учетом роста цен, инфляции; о доплатах компенсационного характера; об условиях труда, режиме труда и отдыха; об охране труда; обеспечении экологической безопасности; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества; содействии заключению коллективных договоров; предотвращении трудовых конфликтов и забастовок; укреплении трудовой дисциплины.

    В соглашении могут быть отражены и другие трудовые и социально- бытовые вопросы, не противоречащие законодательству. Из приведенного примерного перечня взаимных обязательств сторон соглашения, указанного в ст. 45 ТК, видно, что в его содержание стороны могут включить положения по всем институтам Особенной части трудового права, начиная с обеспечения занятости и кончая трудовыми спорами.

    Какие вопросы и как включить в соглашение, определяют стороны. Они могут расширить указанный перечень вопросов, а могут ограничиться лишь некоторыми из них. Содержание Генерального соглашения на федеральном уровне определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций.

    Содержание Генерального соглашения на федеральном уровне определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций. Комиссию возглавляет Координатор, назначаемый Президентом РФ, не являющийся членом Комиссии и не голосующий при принятии ею решений. Срок действия соглашения определяют стороны, но оно заключается на срок не более трех лет.

    Вступает в силу с момента подписания или в срок, указанный в соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.

  • 01.03.2016100.9 Кб
  • 01.03.201616.67 Кб

«Срок жизни» коллективного договора

Обе стороны сами вправе решить, на какой срок заключить колдоговор. Главное требование заключается в том, чтобы этот срок составлял не менее одного года и не более трех лет.

Для того чтобы права и гарантии работников были соблюдены в полной мере, необходимо начинать работу над новым коллективным договором заранее.

Его нужно согласовать и утвердить до окончания даты действия старого документа.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц.

партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора.

Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства. Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении. *** Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора.

Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц.

партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Порядок разрешения споров о применении коллективных договоров, соглашений.

Ответственность сторон за невыполнение условий коллективного договора, соглашения.


К коллективным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части коллективного договора, соглашения, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности.

Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжкие последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности. Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного ущерба.
Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного ущерба.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности.

Стр 19 из 24 Соседние файлы в предмете

  1. 14.04.2015206.85 Кб
  2. 14.04.2015859.65 Кб
  3. 20.11.2018854.53 Кб
  4. 14.04.2015152.52 Кб
  5. 22.12.2018979.97 Кб
  6. 14.04.201512.11 Mб
  7. 14.11.2018726.53 Кб
  8. 14.04.2015569.86 Кб
  9. 24.11.201896.26 Кб
  10. 20.11.20182.38 Mб
  11. 14.04.2015131.94 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договораЗаконом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  1. местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.
  2. территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  3. федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;

Цель уведомительной состоит в выявлении на этапе вступления в законную силу коллективного договора отдельных норм, противоречащих трудовому законодательству. В случае обнаружения таких фактов в регистрации документа отказывается, а материалы передаются в инспекцию по труду для осуществления соответствующей проверки.Помните, после получения отказа в регистрации коллективного договора стороны соглашения обязаны рассмотреть все замечания государственного органа регистрации и принять меры по их устранению.

После этого документ можно повторно направлять для регистрации.Если же стороны решили не исправлять замечания регистратора (регистрация же уведомительная), то коллективный договор будет признан действительным только в той части, на которую не распространяются обнаруженные замечания. Вопросы, возникающие по части спорных пунктов, решать со ссылкой на коллективный договор будет неправомерно.

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Вы здесь Опубликовано 2007-09-10 01:04 пользователем HRTrud Комментарий к статье 51 1.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляют, прежде всего, представители социальных партнеров. 2. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в т.

ч. могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении.

Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании (конференции) работников, профсоюзной конференции и т. п. 3. Для проведения контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т. д. Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю (работодателям), поскольку именно на него возложено выполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения.

4. В отличие от ранее действовавшей редакции ч.

2 комментируемой статьи предусматривает порядок и сроки предоставления информации: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером. 5. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляют также органы по труду (территориальные органы Роструда).

Они проводят плановые проверки и выявляют случаи невыполнения (нарушения) условий коллективных договоров, соглашений.

Однако правовые последствия такого рода проверок законодателем не установлены. Очевидно, соответствующий орган по труду может известить представителей сторон о допущенных нарушениях. Возможность каких-либо иных действий органа по труду в связи с невыполнением договорных актов нормативными актами не предусматривается.

6. Контроль за соблюдением коллективных договоров и соглашений осуществляют и профсоюзные правовые инспекции (Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции, утв.

Постановлением исполнительного комитета ФНПР от 22 мая 2002 г.). Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Комиссия по контролю

Для эффективной организации процесса целесообразно создать комиссию по контролю за выполнением коллективного договора.

Целью ее деятельности является наблюдение за выполнением колдоговора; информирование сторон о ходе дел; периодическое подведение итогов, которые предлагаются на рассмотрение на профсоюзных собраниях; принятие мер по прекращению нарушения колдоговора. Чаще всего инициатором создания такой комиссии выступает профсоюз. Ее состав выбирается профкомом из числа членов профессионального союза.

Количество членов в комиссии определяется численностью организации и объемом работы.

Главой комиссии выбирают председателя профкома. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется комиссией следующими способами:

  1. получение сведений или письменных документов о случаях, требующих контроля, и принятие соответствующих мер.
  2. личное посещение, обход трудовых мест;

Комиссия в процессе своей работы готовит материалы для рассмотрения профсоюзом по следующим направлениям:

  1. Рассмотрение проектов приказов, которые затрагивают трудовые и экономические интересы работников. Это может быть приостановка, ликвидация или реорганизация производства, которые повлекут за собой сокращение работников или ухудшение условий их работы.
  2. Подготовка и проведение диалога между нанимателем и государственными органами.
  3. Предоставление в суд исков, касающихся работников.
  4. Рекомендации руководителю об устранении обнаруженных нарушений колдоговора.

    При необходимости эта документация может быть направлена в органы по труду или правоохранительные органы.

  5. Расторжение с работниками трудового договора или контракта.

Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений

Вы здесь Опубликовано 2005-03-04 01:18 пользователем HRTrud В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию.

Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст.

5.29 КоАП РФ. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду. Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации.

Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания.

Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения.

Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства.

Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности. В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию.

Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров.

Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения. Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде.

Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде.

В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением.

Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним. В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации. Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и суд могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров и соглашений только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяются коллективный договор, соглашение. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Регламентация и формы проведения контроля коллективного договора или сделки

На сегодняшний день в современном трудовом законодательстве выделяется две самые основные формы контроля за соблюдением условий коллективного договора:

  1. внутренний контроль;
  2. внешний контроль.

Следует отметить, что внешний контроль достаточно хорошо регламентирован в нормативно-правовых актах РФ, поэтому его проведение не вызывает никаких проблем и сложностей.

Так, контроль за деятельностью работодателей и их официальных представителей осуществляется на основании Трудового кодекса РФ, а также федеральных законов, например, под № 10-ФЗ. Внешний контроль могут осуществлять различные органы, которые наделены подобной компетенцией.

В частности, это могут быть не только профсоюзные организации, но и органы государственной власти различных уровней, начиная с Минтруда РФ и заканчивая муниципальными органами по охране труда. Внутренний контроль за соблюдением всех условий коллективного договора должен осуществляться самими субъектами правоотношений как на постоянной основе, так и на временной.

Это связано с тем, что как таковой регламентации по проведению внутреннего контроля в современном трудовом законодательстве не предусмотрено.

Поэтому условия осуществления подобного надзора должны быть включены в коллективный договор или соглашения, которые тем или иным образом смогут упорядочить подобную работу. Если обратиться к практике, то внутренний контроль также подразделяется на две основные формы:

  1. совместный.
  2. односубъектный;

Большего интереса с юридической точки зрения заслуживает совместный внутренний контроль. Это связано с тем, что в его осуществлении принимают непосредственное участие представители всех сторон коллективного соглашения.

Благодаря этому удается найти наиболее приемлемые точки соприкосновения субъектов, а также закрепить дополнительным соглашением или коллективным договором основные критерии проведения внутреннего контроля. Только подобная формализация надзора позволит максимально учесть интересы и права как самих работодателей, так и работников, которые заключили с юридическим лицом трудовой коллективный договор. Для проведения внутреннего контроля в рамках организации могут быть созданы дополнительные органы, которые будут действовать на принципах, заключенных в соглашении:

  1. группы совместного контроля, формируемые на базе специализированных комиссий, но действующих в рамках отдельных подразделений.
  2. специализированные комиссии, состав которых формируется из представителей всех сторон;

Кроме того, стороны правоотношений должны создать орган управления подобными контрольными комиссиями, а также формализовать правовой статус всех указанных структур.

Только в этом случае внутренний контроль будет не только упорядоченным, но и полностью легитимным. Контроль за соблюдением условий колдоговора – наиболее важный механизм регулирования и регламентации правоотношений в трудовом коллективе, работающем в системе социального партнерства.

Как составить отчет

Отчет о выполнении коллективного договора составляется в следующем порядке:

  • В течение 30 дней он готовит отчет.
  • Работодатель получает запрос на предоставление информации о ходе выполнения договора.
  • Предоставляет отчет о выполнении коллективного договора в письменном виде или раскрывает информацию на собрании работников.

Сам текст отчета составляется в свободной форме, никаких унифицированных бланков для него не предусмотрено. Вместе с тем в текст договора необходимо включить следующие сведения:

  • Сведения о регистрации коллективного договора и сроке его действия по ч. 1 ст. 50 Трудового кодекса.
  • Реквизиты компании-работодателя: полное наименование организации, дата и место его , подпись и печать должностных лиц (при предоставлении отчета в контролирующую или надзорную инстанцию иногда необходимо прописать расширенные сведения об организации).
  • Сведения о заключенном на предприятии коллективном договоре, его номер, дата подписания и .
  • Заключительная часть, резюмирующая исполнение отчета.
  • Основная часть, в которой приводится информация о соблюдении положений коллективного договора: об , льготах, переквалификации и пр. Выделять разделы в отчете можно на основании конкретного договора или с учетом положений ст. 41 Трудового кодекса.

В отчете также стоит привести статистические данные по выделенным и израсходованным суммам на проведение тех или иных мероприятий.Образец отчета о выполнении коллективного договора можно посмотреть .Обычно отчет составляется работодателем, так как основные обязательства по коллективному договору возлагаются на него.

Но потенциально требование предоставить отчет может быть направлено и профсоюзам.

Работники в этом случае должны указать, что они выполнили условия об отказе от забастовок, обязательства контроля за работодателем и пр.Если часть интересов работников исполняет профсоюз, то ему нужно указать здесь сведения о проведении культурно-массовых мероприятий, выделении путевок, контроле за соблюдением прав работников по , выплате и соблюдению режима работы, представлении интересов работников в органах госвласти и пр.Таким образом, законодательно установлены обязательства работодателя по предоставлению информации по результатам исполнения коллективного договора. Обычно форма информации имеет вид письменного отчета.

Периодичность отчетности может быть прописана в самом договоре, она не регламентирована Трудовым кодексом.

Отчет в большинстве случаев готовит работодатель, на которого возложена основная часть обязательств по договору. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии.

24 часа бесплатно!

  1. – Москва
  2. – Санкт-Петербург
  3. – Регионы

Рейтинг автора148

Автор статьиЮристНаписано статей272

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+